Дюймовочка
 Наш адрес: 425000, Республика Марий Эл, г.Волжск, ул.Ленина, 6а, телефон: (83631) 51213, e-mail: ds-17voljsk@yandex.ru


Кнопка "Наш садик"

Кнопка "Направления"

Кнопка "Документы"

Кнопка "История"

Кнопка "Педагоги"

Кнопка "Достижения"

Кнопка "Достижения"

Кнопка "Группа"

Кнопка "Копилка"

Кнопка "Фотоальбом"

Кнопка "Достижения"

Кнопка "Гостевая"

Кнопка "Опросы"

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида № 17 "Дюймовочка" г.Волжска РМЭ

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

"Организация педагогического процесса по художественно-эстетическому воспитанию в дошкольном учреждении"

Подготовила: Аношкина Т.И.
заведующая высшей
квалификационной категории
ДОУ № 17 "Дюймовочка"

г.Волжск
2006г.


В мире есть две сложные вещи -
управлять и воспитывать.
Иммануил Кант

     В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Данное направление отражено и в государственном образовательном стандарте, который выступает механизмом, регулирующим качество образования.
      В течение нескольких лет мы ставили перед собой такие задачи как:

  • приобщение дошкольника к общечеловеческим ценностям и культуре;
  • творческое сотрудничество детей и педагогов на основе театрализованной деятельности;
  • развитие творческого воображения на основе дизайна;
  • формирование нравственно-эстетических качеств личности дошкольника;
  • развитие творчества дошкольников через различные виды художественной деятельности.

     Ученые оценивали по общепринятым методикам и тестам подготовленность к школе детей из обычных детских садов и эстетических центров Петродворцового района Санкт-Петербурга. Затем результаты обследования интегрировались в показатель, выраженный в баллах. Было установлено, что если обычные показатели для детских садов составляли 60 баллов, то для эстетических центров - 120. Специалисты считают, что такая значительная разница в показателях воспитанников детских садов и эстетических центров связана с положительным воздействием искусства на работу мозга.
     Дело в том, что искусство заставляет оба полушария мозга работать на повышенном эмоциональном фоне и при этом активно взаимодействовать друг с другом. Тем самым искусство оказывает мощное воздействие на ассоциативные поля большого мозга, развивая их и создавая сложнейшие системы связей, имеющих значение в процессах мышления. Поэтому эстетическое развитие ребенка имеет важное значение для его подготовки к школе.

     Эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия "красивый" и "добрый" почти идентичны), повышает и познавательную активность и даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
     Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
     В дошкольной педагогике учеными В.Н.Шацкой, Е.А.Флериной, Н.П.Сокулиной, Н.А.Ветлугиной, Т.С.Комаровой, Т.Г.Казаковой, Л.С.Фурминовой, Г.Н.Пантелеевой, Е.А.Дубровской и др. разработана теория эстетического воспитания. Особое внимание авторы уделили развитию умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитанию художественного вкуса, потребности в познании прекрасного. Вопросы восприятия детьми художественных произведений рассматривались А.В.Запорожцем, Т.А.Репиной, Р.И.Жуковской, А.М.Виноградовой, Л.П.Стрелковой и др.; иллюстрации к книгам- В.А.Езикеевой; музыкальных произведений - К.В.Тарасовой, И.Л.Дзержинской, Е.А.Дубровской, Л.Н.Комиссаровой и др.
     Эти исследования являются весомым вкладом в разработку проблем эстетического развития дошкольников. Взаимоотношение человека с искусством - актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня художественно-эстетической культуры, эстетического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
     Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей.
     Главным идеологом всей работы по художественно-эстетическому развитию является заведующая детского сада и старший воспитатель, которые своевременно ставят и осуществляют организационно-содержательные задачи, координируют связь с внешними учреждениями, создают атмосферу всеобщей заинтересованности в работе коллектива, создают условия для художественно-эстетического воспитания детей. Под моим руководством педагогический коллектив дошкольного учреждения обобщил опыт работы по проблеме: "Организация педагогического процесса по художественно-эстетическому воспитанию в дошкольном учреждении".

     Работа по художественно-эстетическому развитию обеспечивает уход, присмотр, оздоровление, воспитание личности каждого ребенка с целью развития музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста во всех видах музыкальной и изобразительной деятельности.

     Основными задачами являются:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного, речевого развития детей, формирование базисных основ личности;
  • воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной и изобразительной деятельности;
  • формирование предметно-развивающей среды и условий для обогащения разнообразной художественной деятельности детей;
  • создание модели взаимодействия детского сада, семьи и социума в художественно-эстетическом развитии детей.

     В своей работе использую методологические принципы, которые позволяют избежать грубых методических ошибок.

  • При постановке педагогами проблемы учитывается то, что по данной проблеме уже сделано в передовой педагогической практике.
  • Особое внимание уделяю системному подходу по проблеме развития художественно-эстетических способностей детей.
  • Принцип личностного подхода позволяет изучить творческий потенциал педагогов.

     Содержание художественно-эстетического воспитания в нашем детском саду широко реализуются программами:

  • Т.Н.Доронова "Радуга". Особое внимание авторами этой программы уделено задачам эстетического воспитания в разделах: изобразительная деятельность, художественный труд, конструирование.
  • А.И.Буренина "Ритмическая мозаика". Способствует психологическому раскрепощению ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ( "музыкального") инструмента.
  • Т.А.Копцева "Природа и художник". Средствами изобразительного искусства формируется у детей целостное представление о природе, как живом организме, помогает решить проблему комплексного приобщения детей к миру прекрасного, расширяет круг представлений дошкольников об окружающей действительности.
  • М.Г.Дрезнина "Каждый ребенок-художник". Знакомит детей с основными понятиями изобразительного языка: цветом, формой, композицией, учит использовать разную технику, пользоваться различными материалами, развивает фантазию, воображение, способствует развитию творческих способностей детей.
  • Э.П.Костина "Камертон". В процессе овладения ребенком всеми видами детской музыкальной деятельности развиваются его способности, нравственно-эмоциональная сфера, познавательные процессы и личностные новообразования.
  • А.И.Буренина "Театр всевозможного. От игры до спектакля". Представляет собой богатейшее поле для развития творчества детей: художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического, певческого.

     Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая эстетически развивающая среда в образовательном учреждении - это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает.
     
Среда в образовательном учреждении, организованная по законам красоты, воспитывает и развивает детей. Эта эстетическая развивающая среда является частью экологии-среды обитания человека вообще и ребенка, в частности. Она вызывает у детей чувство радости, создает эмоционально положительное отношение к детскому учреждению, желание посещать его. Вот почему, прежде чем рассматривать, что собой представляет эстетически организованная воспитывающая среда, в которой находится ребенок, следует обратить внимание на то, как понимается среда, в которой живет человек, современными учеными, так как среда всегда должна соотноситься с тем, на кого она обращена, то есть с человеком.

     В нашем детском саду эстетически развивающая среда в группе создается как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает:

  • Внутреннее убранство группы, где живут и воспитываются дети (окраска всех поверхностей - стен, потолков, пола) спокойных тонов, здесь царят гармония и уют.
  • Световой фон, вписывающийся в интерьер, мебель, яркие игрушки, произведения изобразительного искусства, детского творчества.
  • Соответствие возрастным психологическим особенностям детей: все книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр и занятий доступны детям и радуют их не только своим назначением, но и внешним видом; произведения (репродукции) живописи, графики, народного искусства как важного фактора формирования личности и эстетического отношения.
  • Эстетическая среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством эстетического, нравственного воспитания и духовного развития детей.

     Эстетическая среда активизирует художетсвенно-творческую деятельность детей.

     В детском саду действует два центра по художественно-эстетическому воспитанию детей.

  • Центр изобразительной деятельности
  • Центр музыкально-театральной деятельности.

     Изостудия.

  • здесь проходят занятия с детьми по рисованию и лепке
  • в изостудии собран богатый методический материал, литература, пособия
  • оформляются выставки детских работ, декоративно-прикладного искусства
  • здесь можно познакомиться с творчеством художников
  • в изостудии имеется уголок самостоятельного творчества, где дети могут найти себе интересные занятия, использовать магнитную доску для рисования, различные художественные и бросовые материалы, дидактические игры.

     Для самостоятельной деятельности детей в группах оснащены уголки творчества, которые соответствуют возрастным особенностям, требованиям технической безопасности, имеют красивый внешний вид, доступны для детей.
     Интерьер детского сада украшают мини-галереи, где выставляются работы детей, сделанные на занятиях по рисованию.
     На творческой стене в фойе организуются тематические выставки, работы детей художественной школы, бывших выпускников детского сада, сотрудников, совместные выставки детей и родителей.

     Посещая дизайн-студию "Волшебная кисточка"

  • дети узнают как создавать аранжировки из природного и другого материала и использовать их для украшения интерьера;
  • знакомятся с историей дизайна, со свойствами различных материалов;
  • учатся эстетически оценивать предметный мир с позиции двух начал: назначения и красоты.

     В музыкальном зале проходят занятия, праздники, развлечения, досуги.
     Для самостоятельной деятельности в группах оборудованы музыкально-театральные уголки, где дети могут экспериментировать, пробовать, импровизировать.

     Занимаясь в музыкально-театральном кружке "Теремок"

  • дети узнают о волшебном мире театра;
  • по знакомятся с основами актерского мастерства;
  • научатся радости общения и смогут развивать способности к песенному, игровому и танцевальному творчеству.

     Кружок "Ритмики"

  • поможет детям узнать, что в ритмике можно использовать пантомиму, упражнения-имитации;
  • дети познакомятся с умением координировать движения с музыкой, с чувством ритма;
  • научатся двигаться выразительно, ритмично.

     Основными участниками воспитательно-образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию являются педагоги, родители, социально-педагогическая среда, дети.

     Педагогами детского сада обобщен опыт по темам: "Творческое сотрудничество с детьми в процессе театрализованной деятельности" (музыкальный руководитель Эшкинина Е.И.), "Развитие творческого воображения дошкольников на основе дизайна" (руководитель изостудии Сомова И.В.), "Преемственность между детским садом и школой в художественно-эстетическом воспитании" (воспитатель Дружинина Л.Ю.), разработаны конспекты занятий по художественно-эстетическому воспитанию, перспективный план по ознакомлению детей с основами детского дизайна, серия занятий для старшего дошкольного возраста по дизайну.
     
Особый интерес представило участие в семинаре-практикуме "Этнопедагогическое наследие народов в современном учебно-воспитательном процессе" на базе психолого-педагогического центра "Егоза" г.Казани и участие педагогов детского сада ( 28.09.2006). Мы обменялись опытом работы по национальному воспитанию, выступили с докладами "Финно-угры - одна семья" (Аношкина Т.И.), "Технология воспитательной работы с детьми дошкольного возраста на основе марийского фольклора" (Чистякова О.В. - старший воспитатель), "Характерные особенности марийской вышивки" (Сомова И.В. руководитель изостудии), "Роль обычаев и обрядов в развитии марийской кухни" (Дружинина Л.Ю. воспитатель), познакомились с особенностями татарской культуры.

     Я неоднократно выступала с опытом работы в городе и республике:

  • на районном семинаре по теме: "Организация художественной деятельности детей дошкольного возраста в эстетическом воспитании" (24.10.2006).
  • на республиканском семинаре-практикуме по теме: "Использование предметно-развивающей среды в работе с детьми" (27.02.2006).
  • на республиканском семинаре-практикуме по теме: "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников" (23.05.2006).
  • на республиканском семинаре-практикуме по теме: "Создание условий работы по художественно-эстетическому развитию детей" (20.10.2006).

     Опыт работы по художественно-эстетическому воспитанию был отмечен в газете "Волжская правда" от 04.04.2006г. в статье "Здесь учат чувствовать красоту", на Волжском телевидении "Репортаж районного семинара-практикума" (27.10.2006г.)

     Педагогами детского сада были даны открытые занятия:
          на муниципальном уровне

  • Открытый урок для учителей начальных классов по математике в подготовительной группе "Космическое путешествие" (21.03.2004г.)
  • Музыкальная сказка "Теремок" /МО музыкальных руководителей/ (24.11.2004г.)
  • Открытый урок для учителей начальных классов по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки и буквы Б, П" (19.04.2005г.).
  • Музыкальная сказка "Колобок" /МО музыкальных руководителей/ (19.04.2005г.)
  • Музыкальная сказка "Дюймовочка" /МО музыкальных руководителей/ (21.03.2006г.)
  • Занятие по дизайну с детьми подготовительной группы "Камень-сувенир на подставке" /МО руководителей изостудий/ (26.09.2006г.)

          на республиканском уровне

  • Занятие с детьми старшей группы на курсах повышения квалификации при МИО "В поисках сокровищ" /провела Дружинина Л.Ю./ 17.02.2006г.
  • Занятие с детьми подготовительной группы на курсах повышения квалификации при МИО "Такие разные животные" /провела Сомова И.В./ 17.02.2006 г.

     Я являюсь руководителем научно-исследовательского проекта "Развитие творчества дошкольников через различные виды художественной деятельности" в детском саду, целью которого является освоение технологий использования различных видов художественной деятельности с целью развития детского творчества. / Рецензия методиста отдела дошкольного и начального образования ГОУ ДПО (ПС) С "Марийский институт образования" Н.В.Софроновой от 14.11.2006г./.

     Цель проекта: Освоить технологии использования различных видов художественной деятельности с целью развития детского творчества
     Задачи:
          1. Создать условия для формирования творческого самовыражения детей.
     
     2. Внедрить в практику педагогов ДОУ парциальные программы развития творчества в различных видах художественной деятельности.
     
     3. Создать модель взаимодействия детского сада и социума с целью продолжения развития детского творчества.
     
     4. Определить механизм взаимодействия различных видов детской деятельности с целью развития творческих способностей.
     
     5. Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме.

     Теоретическая значимость заключается в разработке содержания и форм взаимодействия педагогов, родителей, социума которое предусматривает поэтапное развитие творческих способностей детей через различные виды художественной деятельности и участия в воспитательных мероприятиях.
     
Практическая значимость:

  • повышение качества образовательного процесса за счет внедрения новых образовательных программ и технологий;
  • создание методической копилки по данной проблеме;
  • овладение педагогами знаниями и проявление индивидуальности через организацию творческой деятельности с детьми;
  • внедрение в работу детского сада модели взаимодействия дошкольного учреждения и социума с целью продолжения развития детского творчества.

     Работа по проектной деятельности является новым направлением в нашей работе.
     Новизна заключается в выработке новых стратегических подходов к взаимодействию педагогов, родителей, социума в развитии творческого потенциала дошкольников средствами интеграции художественно-творческой деятельности.

     Работа по реализации проекта строится по основным блокам и этапам:
     
Блоки проекта:

  • Педагог
  • Ребенок
  • Родитель
  • Социально-педагогическая среда

     Ожидаемые результаты.

  • Создание условий по развитию творчества дошкольников через различные виды художественной деятельности.
  • Использование в учебно-воспитательном процессе ДОУ парциальных программ развития творчества в различных видах художественной деятельности.
  • Создание модели взаимодействия детского сада и социума с целью продолжения развития детского творчества.
  • Выпускник детского сада:
    • самостоятелен, активен, проявляет инициативу в художественной деятельности, имеет яркую индивидуальность;
    • эмоционально отзывчив на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведений искусства, не только имеет
      практические умения и навыки но и осознает свою силу творца.
  • Повышение профессионального уровня управления процессом художественно-эстетического воспитания дошкольников.
  • Повышение знаний родителей в различных видах искусства.

     Велика роль семьи в развитии дошкольников по художественно-эстетическому воспитанию. Родители участвуют в творческих выставках, театрализованных представлениях, оформлении групп, совместных походах в музей. Педагогами детского сада разработан план по созданию семейного клуба "Творческая гостиная".

     Детский сад активно и успешно сотрудничает с социально-педагогической средой по художественно-эстетическому развитию детей ( это посещение выставок, концертов, театральных постановок, бесед, участие в конкурсах детских творческих работ, где работы неоднократно занимали призовые места как на городском , так и на республиканском уровнях).

     Воспитанники детского сада принимали участие в следующих мероприятиях.
     
Участие в фестивалях:

  • "Самырык тукем" городской конкурс марийского творчества 2004г.
  • "Юные дарования" городской детский фестиваль 2004г., 2005г.
  • "Городской фестиваль детского творчества, посвященный Дню защиты детей 2004г., 2005г.
  • Фестиваль дошкольников, посвященный 85-летию Республики Марий Эл 2005 г.

     Конкурсы детских творческих работ:

  • "Рождество Христово" (2006г. призеры в номинации "Рождественская газета")
  • "Воскресение Христово" (2006 г. 1 место в номинации "Пасхальный рисунок")
  • Новогодних композиций "Зимняя фантазия" /призеры за лучшую композицию/ 2006г.

     на республиканском и федеральном уровнях:

  • Конкурс детских творческих работ "Медвежонок" Национальный парк "Марий Чодра" 2003г.
  • Конкурс детских творческих работ "Лучшая сова года" Национальный парк "Марий Чодра" 2005г. /Дипломы II и III степени/.
  • Конкурс детских рисунков "Мой край на почтовой марке" 2005г.
  • Конкурс детских творческих работ "Чайки наших озер и рек" Национальный парк "Марий Чодра" /1 место/ 2006 г.
  • Международный конкурс детского рисунка "Мир, который я люблю". 2006г.
  • Конкурс детского рисунка "Мир диких животных", "ССИТ" г. Москва (2 место) 2006г.

     Проведенная работа по художественно-эстетическому образованию детей и взрослых позволила:

  • воспитать заинтересованность в постановке данной проблемы всего педагогического коллектива и родителей;
  • сформировать эстетическое мировоззрение воспитанников;
  • научить понимать и ценить красоту;
  • повысить художественные способности, что наблюдается в результатах диагностирования детей, что подтверждают результаты диагностики.

Экспресс-анализ детской деятельности О.А.Сафоновой.

Уровень развития изобразительной деятельности детей
2003 - 2004 г.
2004 - 2005 г.
2005 - 2006 г.
2.3
2.5
2.7
Н - 0%
С -55 %
В - 45%
Н - 0%
С - 49%
В - 51%
Н - 0%
С - 35%
В - 65%

     Высокий уровень - от 3,4 до 2,4.
     
Средний уровень - от 2,3 до 1,3.
     
Низкий уровень - 1,2.

Критерии сформированности знаний и умений по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством О.Соломенниковой
2004 - 2005 г.
2005 - 2006 г.
14 баллов
16 баллов
Н - 1%
С -55%
В - 44%
Н - 0%
С - 37%
В - 63%

     Высокий уровень - от 15 до 18.
     
Средний уровень - от 9 до 14.
     
Низкий уровень - 6 до 8.

     Подводя итоги своего выступления, хочется отметить самую наиболее трудную сторону в данной работе - это финансовое обеспечение, укрепление и расширение материально-технической базы.
     
В перспективе планирую продолжить работу по данной теме, углубить работу по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей. Продолжить сотрудничество с Марийским институтом образования и психолого-педагогическим центром "Егоза" г.Казани по обмену опытом работы в вопросах национального воспитания.



 
 
© Дмитриева С.Ю., Волжский информационно-аналитический центр
2007-2014 гг.