ДОУ № 17 "Дюймовочка" г.Волжска РМЭ, Доклад "Понятие педагогической технологии"

Дюймовочка
 Наш адрес: 425000, Республика Марий Эл, г.Волжск, ул.Ленина, 6а, телефон: (83631) 51213, e-mail: ds-17voljsk@yandex.ru


Кнопка "Наш садик"

Кнопка "Направления"

Кнопка "Документы"

Кнопка "История"

Кнопка "Педагоги"

Кнопка "Достижения"

Кнопка "Достижения"

Кнопка "Группа"

Кнопка "Копилка"

Кнопка "Фотоальбом"

Кнопка "Достижения"

Кнопка "Гостевая"

Кнопка "Опросы"

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 17 "Дюймовочка"

Доклад
"Понятие педагогической технологии"
на секционном заседании по теме "Пути повышения образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении" в рамках августовской конференции педагогических работников образовательных учреждений г.Волжска


Выступила:
Чистякова Ольга Владимировна
старший воспитатель МДОУ № 17
"Дюймовочка г.Волжска РМЭ

Волжск 28.08.2008г.

 Понятие педагогической технологии

План:

1. Педагогическая технология в образовательном процессе.
2. Структура педагогической технологии.
3. Презентация педагогической технологии "Осуществление преемственности дошкольного образования и I ступени общего образования" (из опыта работы).

1. Педагогическая технология в образовательном процессе
Педагогическая технология - научная дисциплина, отражающая динамичное развитие педагогической мысли и воспитательной практики. В педагогической технологии раскрывается воспитательный процесс на уровне тонких операционных "прикосновений" к личности - в любой сфере жизни ребенка и в любом виде совместной деятельности педагога с детьми. Нередко под названием "педагогическая технология" в отечественной науке понимаются способы решения воспитательных проблем.
Педагогическая технология - это комплекс, включающий в себя:

  • некоторое представление о планируемых результатах обучения;
  • средства диагностики текущего состояния обучаемых;
  • набор моделей обучения;
  • критерии выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Основные характеристики современных трактовок понятий "педагогическая технология".

1. Педагогическая технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежат определенные ценности, ориентации и целевые установки автора или коллектива, которые должны принести ожидаемый результат. Все это составляет стратегию обучения.
2. Технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать всем учащимся достижение и прочное усвоение государственного стандарта образования.
3. Функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и учащихся с учетом авторского педагога.
4. Образовательной частью педагогической технологии являются соответствующие данной стратегии обучения, воспитания, развития диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарии измерения результатов деятельности.

В основу любой технологии положены определенные подходы, позиции и основания.
Существует несколько подходов.

  • Отношенческий подход провозглашает основным содержанием воспитания различные системы отношений к миру и жизни.
  • Деятельный подход указывает на единственно возможный путь формирования личности - активную деятельность самого ребёнка.
  • Системный подход предполагает педагогическую трактовку любого педагогического явления (процесс, акта, события, воздействие, результата) как определенную систему с точно обозначенными необходимыми и достаточными элементами, взаимодействие которых определяет исход процесса.

Позиции.

  • Гуманистическая позиция ориентирует на воспитание человека наивысшую ценность жизни.
  • Субъективная позиция основывается на том, что ребенок выступает в роли субъекта и носителя способности быть стратегом поведения, деятельности и собственной жизни.

Основание также имеет несколько разновидностей.

  • Культурологическое основание предполагает воспитание как вхождение ребенка в контекст культуры вместе с педагогом.
  • Аксиологическое основание выделяет ценностную направленность содержания, ориентируя формируемые отношения на наивысшие ценности жизни.
  • Феликсологическое основание провозглашает необходимость содействовать счастью ребенка в его реальной жизни и научить его быть счастливым.

2. Структура педагогической технологии.

1. Концептуальная основа.
2. Содержательная часть обучения:

цели (общие и конкретные) обучения;
содержание учебного материала.

3. Процессуальная часть - технологический процесс:

организация образовательного процесса;
методы и формы деятельности ребенка;
методы и формы работы педагога;
деятельность педагога по управлению образовательным процессом;
диагностика образовательного процесса.

4. Библиографический список.

Критерии оценки педагогической технологии.

1. Концептуальность.
2. Системность.
3. Управляемость.
4. Наличие системы знаний, требующих умственной деятельности.
5. Воспроизводимость.
6. Использование исследовательских и эвристических методов.
7. Необходимость развития у детей способностей размышлять, прогнозировать, совершать свои собственные открытия.
8. Соответствие закономерностям психического развития детей.
9. Эффективность.
10. Представление результатов апробации.

3. Презентация педагогической технологии "Осуществление преемственности дошкольного образования и I ступени общего образования" (из опыта работы)

Разработана творческой группой педагогов ДОУ№ 17 "Дюймовочка" г.Волжска РМЭ:
Аношкиной Татьяной Ивановной- заведующая ДОУ
Чистяковой Ольгой Владимировной - старшим воспитателем ДОУ
Дружининой Ларисой Юрьевной - воспитателем ДОУ.

Педагогическая технология:

  • имеет рецензию методиста дошкольного и начального образования ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования" Н.В.Софроновой от 01.11.2006г.
  • опубликована в "Методических рекомендациях по разработке педагогических технологий в образовательном учреждении", Йошкар-Ола 2007г.
  • стала победителем республиканского конкурса на лучшую педагогическую технологию в 2007г.

Структура педагогической технологии:

  • Концептуальная основа
  • Содержательная часть обучения
  • Процессуальная часть - технологический процесс
  • Программно-методическое обеспечение

Технология опирается на определенную научную концепцию, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей, где:

  • дано определение преемственности
  • раскрыт взгляд педагогов и психологов на данную проблему
  • указана необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы
  • представлены условия постепенного вхождения дошкольников в школьную жизнь

Целью нашей педагогической технологии является:

Разработка стратегии совместных действий ("Воспитатель-Учитель", "Педагог-Родитель", "Дошкольник-Ученик") по развитию познавательной активности ребенка, творческих способностей, коммуникативности и создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе.

Пути реализации педагогической технологии:

1. Выбор преемственных программ и учебных планов.
2. Составление перспективных планов по преемственности ДОУ и школы.
3. Разработка занятий по разделам "Формирование элементарных математических представлений", "Развитие речи", "Ребёнок и окружающий мир".
4. Организация работы с семьей по подготовке детей к обучению в школе.

Всю работу мы решили разделить на три больших блока: "Воспитатель-Учитель", "Педагог-Родитель", "Дошкольник-Ученик". Это позволило нам очень подробно рассмотреть данную проблему как многоаспектную.
Для каждого блока были определены формы работы.

Исходя из этого нами был составлен план работы по осуществлению преемственности дошкольного образования и I ступени общего образования
И для того, чтобы накопить данные о результатах работы, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового педагогического опыта разработана система контроля за осуществлением преемственности.

Работа по технологии "Осуществление преемственности дошкольного образования и I ступени общего образования"
позволила:

  • осуществить работу по формированию у детей подготовительной группы школьно значимых психических и психофизиологических функций, интеллектуально-перцептивному и речевому развитию детей, начиная с дошкольного возраста и продолжая ее в той же логике в младшем школьном возрасте;
  • обобщить опыт по преемственности ДОУ и общеобразовательными школами города;
  • наметить пути по совершенствованию и углублению работы по преемственности дошкольного и начального школьного обучения;
  • предупредить школьную неуспеваемость в начальном звене школы (среди выпускников детского сада нет неуспевающих детей);
  • создать условия для более благоприятного протекания адаптационного периода первоклассников.

Используемая литература:

1. Методические рекомендации по разработке педагогической технологии в образовательном учреждении/ составитель Н.В.Софронова, методист отдела дошкольного и начального образования ГОУ ДПО (ПС) С "Марийский институт образования". Йошкар-Ола-2007г.
2. Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской Республике/ Составитель Р.Б.Кузьмина, М.А.Капустина. Чебоксары, 1998.
3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие. Москва, 2005.



 
 
© Дмитриева С.Ю., Волжский информационно-аналитический центр
2007-2014 гг.