Цель:
Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами
воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами
дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на
здоровье человека. Расширять и активизировать словарь. Формировать
осознанное отношение к своему здоровью.
Материал:
Визитка "Ученый-исследователь", камешек, стакан с водой,
полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка,
зеркало; банка с водой, воронка, стакан, кусок резины, резиновая
игрушка, весы, панно с деревом.
Ход
занятия:
Воспитатель:
Отгадайте загадку:
Такой
большой, что занимаю мир,
Такой
маленький, что в любую щель пролезаю.
(воздух)
Правильно,
а почему вы так решили?
Дети:
Воздух везде; вокруг нас, на небе, на всей земле.
Воспитатель:
Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Вы
знаете, кто такие ученые-исследователи?
Дети:
Люди, которые занимаются исследованиями.
Воспитатель:
Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его
можно обнаружить, какими свойствами он обладает. (Прикрепляет на
грудь детям визитки).
Вы
готовы? Уважаемые коллеги! Пройдите в лабораторию и приступим к
нашим исследованиям.
1 Опыт:
Воспитатель: Возьмем в руки камешек,
сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий).
Камень - это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?
Дети: ……………………
Воспитатель:
А можно ли взять в руку воздух и сжать его? Нет нельзя. Делаем вывод:
ВОЗДУХ - НЕ ТВЕРДОЕ ТЕЛО.
2 Опыт:
Воспитатель:
Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая
она?
Дети:
Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.
Воспитатель:
Что умеет делать вода? Вода течет, бежит, струится, журчит. Что
же такое вода? Вода - это жидкость. Назовите другие жидкости.
Дети:
Сок, кефир, молоко, кисель и т.д.
Воспитатель:
Делаем вывод: ВОЗДУХ - НЕ ЖИДКОЕ ТЕЛО.
Воспитатель:
Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит он - не твердое
тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит он - не жидкость.
Можно сделать вывод: Воздух не твердое тело и не жидкость. Воздух
- это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не
имеет запаха. Вот это наше открытие. Продолжим исследования.
Воспитатель:
Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?
Опыт:
Воспитатель: Возьмем полиэтиленовый
пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится
выпуклым. Почему? (ответы детей)
Дети: Делаем вывод: Он наполнен воздухом,
но мы его не видим.
Опыт:
Воспитатель: А теперь помашем ладонью
около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем?
Дети: Ветер, воздух движется.
Воспитатель: Делаем вывод: ДВИЖЕНИЕ
ВОЗДУХА МЫ МОЖЕМ ОЩУЩАТЬ.
Физкультминутка
(дети имитируют
движения).
Ветер
тихо клен качает.
Вправо
влево наклоняет.
Раз
- наклон
И
два - наклон,
Зашумел
листвою клен.
(предлагаю
сесть)
Воспитатель: Воздух есть везде. Проверим
это.
Опыт:
Воспитатель: Возьмем резиновую грушу,
сожмем ее в руке. Что вы услышали?
Дети: Свист, воздух с шумом выходит
из груши.
Воспитатель: А теперь закроем отверстие
резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что же
этому мешает?
Дети: Палец, закрывающий отверстие
и воздух, находящийся внутри груши.
Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ,
НАХОДЯЩИЙСЯ В ГРУШЕ, МЕШАЕТ ЕЕ СЖАТЬ.
Опыт:
Воспитатель:
А
теперь бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит?
Дети: Из мела выходят пузырьки воздуха.
Воспитатель: Мы провели ряд опытов,
выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? ВОЗДУХ
ЕСТЬ ВЕЗДЕ: В ПАКЕТЕ, В ГРУШЕ, В МЕЛЕ.
А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам
продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.
Воспитатель: Занимает ли воздух место?
Опыт:
Воспитатель: Опустим перевернутый
стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете?
Дети:
Вода в стакан не вливается.
Воспитатель: Теперь осторожно наклоним
стакан. Что произошло и почему?
Дети: Вода влилась в стакан, воздух
из него вышел в виде пузырей.
Опыт:
Воспитатель: А теперь закроем трубочку
пальцем и опустим ее в воду. Что произошло?
Дети: Вода не поступает в трубочку.
Воспитатель: Открою отверстие трубочки.
Почему вода вошла в трубочку? Воздух вышел из трубочки, и туда влилась
вода. Делаем вывод: ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ МЕСТО.
Воспитатель: А теперь узнаем, имеет
ли воздух вес?
Опыт:
Воспитатель:
Возьмем два воздушных шара. Внутри одного находится воздух, а другой
сдутый, без воздуха. Их кладем на весы. Что наблюдаем: чаша весов
с надутым шаром перевесила. Почему? Делаем вывод: ЧАША ВЕСОВ
ПЕРЕВЕСИЛА, ПОТОМУ ЧТО ШАРИК НАПОЛНЕН ВОЗДУХОМ. ЗНАЧИТ, ВОЗДУХ ИМЕЕТ
ВЕС.
Опыт:
Воспитатель:
А сейчас возьмем кусочек резины и бросим его в воду. Он утонул.
Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка
тяжелее, чем кусочек резины? Что у нее внутри?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ
ИМЕЕТ ВЕС, НО ОН ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ВОДА. Мы провели исследования.
Что мы узнали о свойствах воздуха?
Дети: Воздух занимает место и имеет
вес.
Воспитатель: Правильный вывод, коллеги.
А для чего нам необходим воздух?
Дети: Для дыхания.
Воспитатель: Уважаемые коллеги! Мы
провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими
свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха. Теперь
предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.
Опыт:
Воспитатель: Возьмем стакан с водой
и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько подуем в нее. Что
вы наблюдаете?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Да, и это доказывает,
что мы выдыхаем воздух.
Опыт:
Воспитатель: Подышим на зеркало.
Оно запотело. Почему?
Дети: предположения детей.
Воспитатель: Поверхность зеркала
стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие
капельки воды.
Воспитатель: А теперь подойдите к
плакату и расскажите, как дышит человек, и как воздух проникает
в организм.
Дети: Через нос и рот воздух вдыхается
и попадает в легкие. А там через трубочки-сосуды, по которым течет
кровь, отдает необходимые для жизни человека вещества, а забирает
вредные, ненужные, и выдыхает, выталкивая их наружу.
Воспитатель: Правильно. А теперь
положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется)
и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании?
Дети: При вдохе легкие расширяются,
а при выдохе сжимаются.
Воспитатель:
А теперь попробуйте не дышать. Долго смогли вы продержаться без
дыхания? Нет. Делаем вывод: БЕЗ ДЫХАНИЯ ЖИЗНИ НЕТ.
Воспитатель:
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но
и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха?
Ответы
детей: Дым из трубы, дым из машин.
Воспитатель:
(экологическая игра) А теперь я предлагаю вам поиграть в
игру. Рассмотрим панно. А как вы думаете, какие картинки здесь лишние,
почему?
Воспитатель:
Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы
воздух был чистым?
Дети:
Сажать больше цветов, деревьев.
Воспитатель:
Давайте посадим зернышко в землю и через некоторое время у нас вырастет
прекрасное растение. Сейчас наступила весна и если вы с родителями
посадите хотя бы по одному дереву, то воздух в нашей республике
станет намного чище.
Воспитатель:
У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям: дотроньтесь
друг до друга кулачками, ладошками.
|