Детский
дорожно-транспортный травматизм, как это показывает статистика,
имеет, к сожалению; тенденцию к увеличению, а не к снижению, что
связано с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Не
последнюю роль здесь играет весьма низкий уровень обучения детей
правилам дорожной безопасности, вызванный отсутствием до настоящего
времени стабильных учебников и учебных пособий, методических материалов
для воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей школ, многие
из которых имеют слабую специальную подготовку по предмету или не
имеют ее вообще. Еще в большей мере сказанное относится ко многим
родителям, хотя первичные навыки безопасного поведения ребенка на
улице должны сознательно прививаться семьей. Детский сад, школа
могут помочь - дать знания, но основная нагрузка ложится именно
на родителей. Только они могут научить ребенка безопасно вести себя
на дороге, правильно подготовить к движению на улице наших самых
маленьких пешеходов, которых сразу же по выходу из дома подстерегают
серьезные трудности и опасности. Но было бы несправедливо возлагать
всю вину на сложившееся положение на дорогах и улицах страны только
на детские сады, школы, родителей. Причиной дорожно-транспортных
происшествий являются и сами дети, которые знают о правилах дорожной
безопасности, но не спешат их выполнять. По-видимому, родителям
следует знать, что мальчики в пять раз чаще являются причиной дорожно-транспортных
происшествий, чем девочки, и сделать из этого определенные выводы.
Конечно, определенную роль играют здесь свойственные мальчикам в
детском возрасте повышенные эмоциональность и подвижность, а также,
то обстоятельство, что они больше времени, чем девочки, проводят
на улице. Но именно эти возрастные особенности детей требуют надлежащего
надзора за ними со стороны родителей, который - увы! - нередко отсутствует.
Для
того, чтобы обучение детей основам безопасности движения в семье
было эффективным, необходимо соблюдения следующих принципов: систематичности,
последовательности, наглядности. Формы проведения обучения могут
быть самыми различными и выбираются в зависимости от сложности изучаемой
темы, возрастных особенностей ребенка.
В
целом методика работы с ребенком должна включать не только формы,
но и комплекс психолого-педагогических методов и приемов, основная
цель которых состоит в том, чтобы превратить знания Правил дорожного
движения в убеждения и на этой основе сформировать устойчивые навыки
безопасного поведения ребенка в дорожном движении.
Дорожно-транспортный
травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями
их психофизиологического развития, как:
- незрелость;
- неспособность
правильно оценивать обстановку;
- быстрое
образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; потребность
в движении, которая преобладает над осторожностью;
- стремление
подражать взрослым;
- переоценка
своих возможностей;
- специфичность
реакции на приближающийся автомобиль и др.
А.Дробушин,
автор многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечает,
что почти 2/3 и общего числа пострадавших на дороге детей попадает
под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение
скрытой опасности. Устранить эту причину, равно как и другие, перечисленные
выше, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями,
невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют
не столько знания, сколько привычки, стереотипы. Выработать их можно
только в реальных условиях улицы. Вот почему каждый выход с родителями
ребенка на улицу должен способствовать формированию у него навыков
наблюдения, самоконтроля, ориентирования в дорожно-транспортной
ситуации, формированию навыка безопасного поведения на улицах и
дорогах, являющегося основой выполнения Правил дорожного движения.
Такое обучение ребенка должно осуществляться родителями в тесном
контакте с детскими дошкольными учреждениями, где предусмотрены
родительские собрания, специально посвященные вопросам профилактики
детского дорожно-транспортного травматизма.
Презентация
"Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения
на дорогах (из опыта работы ДОУ №17)", (PPT, 300 kb).
|