Одной из
важнейших задач дошкольного воспитания является подготовка детей
к школе. Педагогический опыт и специальные исследования свидетельствуют
о том, что от подготовки ребенка в дошкольные годы в значительной
мере зависит успешность его школьного обучения.
В психофизиологическом
отношении готовность ребенка к школе не может быть сведена лишь
к овладению им суммой каких-либо отельных знаний и умений. Она
представляет собой целостную систему свойств и качеств характеризующую
достижение ребенком новой, более высокой стадии общего физического,
умственного и эстетического развития.
Педагогический
опыт и специальные исследования А.М. Леушиной и Ф.А. Сохина
говорят о том, что основное значение для подготовки к школе
имеют не столько специальные значения и упражнения, направленные
на формирование у детей каких-либо знаний и умений, сколько
в первую очередь вся целостная система физического, умственного,
нравственного и эстетического воспитания дошкольников во всех
возрастных группах детского сада, направленная на всестороннее
гармоничное развитие детской личности.
Школа сейчас
требует от ребенка, поступающего в 1 класс высокой работоспособности,
более сложных форм умственной, аналитико-синтетической деятельности,
более развитых нравственно-волевых качеств, чем в прежние годы.
Система образования в своем развитии в последнее время поднялась
на более высокий уровень. Изменились подходы к решению традиционных
для образования проблем. Наглядный тому пример - преемственность.
В настоящее
время необходимость сохранения преемственности и целостности
образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов
развития образования в России.
Под преемственностью
между детским садом и начальной школой подразумевается система
связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания
и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного
процесса образования на смежных этапах развития ребенка. На
сегодняшний день важное значение приобретает проблема создания
прогрессивной системы непрерывного образования. При этом дошкольное
образовательное учреждение обеспечивает развитие способностей
ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует
его дальнейшему личностному развитию. Взаимодействие должно
носить гуманистический характер, основываться на взаимопонимании,
сотрудничестве, доверительности.
"…
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть
став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал
вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет
лавиной впечатлений", - так В.А. Сухомлинский представлял
преемственность между дошкольным и школьным обучением.
Преемственность
в работе детского сада и начального звена общеобразовательной
школы - объективная необходимость, позволяющая учесть накопления
предыдущего и возможности следующего этапа развития детей.
Детский
сад - первая и очень важная ступень в системе образования.
С давних
пор мы задавались вопросами: как вводить ребенка в школьную
жизнь? Кого мы вводим в школьную жизнь? И в какую школьную жизнь
мы хотим ввести ребенка? Ведь от того, насколько благоприятно
пройдет период вступления в школьную жизнь, зависит все дальнейшее
пребывание детей в школе.
Психологи
утверждают, что если человек в первые 10 лет свой жизни терпит
неудачи, то к 10 годам его уверенности в себя не остается и
следа, мотивация пропадает, человек смиряется с неудачами.
Возраст
от 5 до 10 лет считается с этой точки зрения критическим. Если
ребенку удается добиться успеха в школе, то у него есть шансы
на успехи в жизни.
Характерная
черта старшего дошкольника - устойчивое положительное отношение
к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.
Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных
видах детской деятельности - игре, обучении, конструировании,
рисовании, лепке, в сфере решения элементарных и бытовых задач.
Он активно взаимодействует со взрослыми и детьми, творческие
способности детей также проявляются в рисовании, придумывании
сказок, танцах, пении.
Дошкольное
образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка,
а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует
его дальнейшему личностному развитию. Взаимодействие детского
сада и школы должно носить гуманистический характер, основываться
на взаимоотношении, сотрудничестве, доверительности.
В нашем
детском саду сложился творческий союз - коллектив единомышленников.
Каким образом мы строим свою работу? Мы заключили договор о
совместной работе детского сада и школами № 5, № 9, где обозначили
основные аспекты преемственности. Разработали совместно со школами
план по осуществлению преемственности. Огромную роль в решении
проблемы преемственности оказывают консультации психолога, методиста,
практикумы для родителей.
Выбирая
воспитательно-образовательные задачи на год мы увидели, что
они тесно переплетаются со школьными программами и с направлениями
школ.
Приоритетным
направлением работы нашего детского сада является художественно-эстетическое
воспитание детей дошкольного возраста. И это направление так
же тесно связано с вопросами преемственности: как физического,
умственного и нравственного воспитания. Задачи эстетического
воспитания в нашем ДОУ разнообразны. Это прежде всего формирование
у детей эстетической культуры, духовности, представлений в мире
искусства, развитие художественного творчества, воспитание эстетических
чувств и отношений. И эти направления находят свое продолжение
в дальнейшей школьной жизни.
Знакомство
с произведениями искусства происходит при рассматривании иллюстраций
в книгах, а также художественных картин эстампов, скульптуры
на занятиях изобразительной деятельностью. Дети обучаются предметному
сюжетному и декоративному рисованию.
Особое
внимание уделяется проведению комплексных занятий, интеграции
с другими видами художественной деятельности. Эффективность
этого направления во много определяется комплексным использованием
всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной
литературы, рисования, т.к. одним из основных компонентов преемственности
образования является - готовность к зоне ближайшего индивидуального
развития и образования (культура речи, художественно-эстетическое
развитие).
Как было
уже сказано выше - в своей практике мы используем интегрированный
подход к занятиям. Интегрированный подход в образовании для
школы глубоко разработан в научно-педагогической литературе.
В дошкольном воспитании сделаны лишь первые шаги. Интегрированный
подход к современному образованию предполагает изменение содержания
и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих
интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной
ответственности за свою деятельность.
Интеграция
в специально организованных занятий объединяет все средства
эстетического цикла и поэтому очень актуальна, так как:
- способствует
глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок
и звуков;
- помогает
формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
- развивает
эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
- воздействует
на психологические процессы, которые являются основой формирования
художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.
Умение
грамотно говорить, чувствовать смысл слова, давать полное объяснение,
понимать значение слов - всем этим так необходимо владеть будущему
первокласснику.
Интегрированные
занятия эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную
деятельность детей в обучении рисования и рассказыванию.
Дети, по
словам Ушинского К.Д. "мыслят образами, формами, красками,
звуками, ощущениями вообще…".
Художественно-эстетичекое развитие дети получают не только на
занятиях. В нашем детском саду работают: театральный кружок
"Теремок" под руководством Эшкининой Е.И.; танцевальный
кружок под руководством Дружининой Л.Ю.; и кружок "Волшебная
кисточка" под руководством Сомовой И.В. Эти кружки у нас
работают не только по отдельности, но и в совместном творческом
единстве - при постановке сказок.
Мы, взрослые,
часто решая глобальные проблемы гуманизации образования забываем
о тех, для кого и во имя кого все это делается. Ребенок - формирующаяся,
но уже личность, член нашего общества. Ребенок не готовится
стать взрослым, не учится жить - он уже живет. У каждого ребенка
есть свой собственный мир, включающий детей и взрослых, игрушки,
книжки, сказки, мечты, фантазии… И задача взрослых, не разрушая
мир детства - помочь ребенку самостоятельно войти во взрослый
мир, раскрыть свои творческие ресурсы. Не меняя природу ребенка
взрослые должны помочь ему шаг за шагом пройти все ступени личностного
роста. Слушая сказки, играя в них, дети "проживают"
очередную ступень своего развития. Но не нужно забывать, что
жизнь дошкольника - это не подготовка к школе, к жизни, а уже
жизнь! Полноценная и очень значимая, по-настоящему, а не понарошку.
Но только при условии, что развитие ребенка планируется и осуществляется
с учетом его потребностей и возможностей, которые присущи исконно
дошкольным видам деятельности. Источники развития с этой точки
зрения коренятся в творческом характере детской игры и активного
восприятия художественного слова, прежде всего сказки. Сказки,
формирующие морально личностные, творческие, эстетические способности
детей. Потому что становление этических норм, эстетических вкусов,
коммуникативных умений и навыков, сохранения психического здоровья
- это то, что необходимо для детей в пору их раннего детства.
Здесь все для ребенка интересно, посильно и важно уже сегодня,
а значит и потом. Ведь тот, кто вырастет на лучших образцах
национальной культуры, непременно впитает ее дух. А если еще
попробует себя в разнообразных искусствах, то прежде всего,
подготовится к эмоциональным открытиям в мире людей и в мире
природы. Да просто привыкнет комфортно жить по общечеловеческим
нормам, а не вопреки им. Разве этого мало?
Для участия
в сказках привлекались дети старших и подготовительных групп
и наших выпускников. От репетиции к репетиции дети постепенно
раскрепощались, их интонации и жесты становились более выразительными.
Ребята учились быть внимательными друг к другу, дисциплинированными.
Использование
в сказках танцевальных композиций вносит своеобразную яркость
и насыщенность в постановках. Танец - прекрасный способ раскрепощения
и установления контакта между детьми. В психологии существует
специальное направление в котором танец используется как основное
терапевтическое средство. И опять же отрадно отметить, что наши
направления тесно переплетаются со школьными. В 2005 году в
средней школе № 9 был набран 1 класс с хореографическим направлением,
а в 2006 году в средней школе № 5 был открыт гимназический класс,
где так же есть и хореография и вокал. И дети с удовольствием
продолжают заниматься любимым делом.
Совместные
постановки сказок помогают детям раскрепощаться, общаться друг
с другом.
Сказка
- незаменимый источник и стимул детского творчества. Сказка
как в детском саду, так и в начальной школе является важным
компонентом педагогического процесса. Она помогает эмоционально
подготовить детей к восприятию, в игровой форме познакомить
с художественным материалом, пофантазировать, поразмыслить,
активизировать интерес тем самым, стимулируя творчество. Постановки
сказок не остались без внимания у школ, с которыми мы сотрудничаем.
В постановках
участвовали и наши бывшие воспитанники - учащиеся 1-х классов.
Детям было интересно принять участие в постановке. И результатом
этого союза был мюзикл "Новые приключения Дюймовочки"
- где дети не только танцевали, но и пели. На просмотр которого
мы пригласили учащихся и учителей начальных классов школ № 9,
№ 5. В 2006 - 2007 г.г. средняя школа № 9 предложила сотрудничать
в постановке сказки "Ноев ковчег".
Совместное
сотрудничество помогает нашим детям легко адаптироваться к школьной
жизни.
По приглашению
детского сада нас посетили наши выпускники - ученики 1-х - 2-х
классов с концертной программой. В ближайшее время планируется
выставка наших выпускников "Воспоминание о детском саде"
и выставка рисунков детей подготовительной группы "Каким
я буду в школе". Не маловажное значение по обмену опытом
придаем посещению учителями занятий в детском саду, где педагоги
могут ближе познакомиться и с детьми, и с тем какие методы и
приемы мы используем.
Интересно
и нам посещать уроки в школе. По нашему предложению в школе
№ 5 был проведен совместный урок музыки с учениками 1 "б"
класса и детьми подготовительной группы. Цель нашего предложения
- дать возможность детям окунуться в атмосферу школы, почувствовать
себя "учениками". Мы считаем, что одной из удачных
форм является работа с выпускниками в каникулярные дни - совместное
участие в работе тщательного и театрального кружка. Основной
целью всей нашей работы является обеспечение эмоциональной комфортности,
понимая обеспечение возможности реализации потребности в общении
и интересах между детским садом и школой.
Поступление
в школу - важное событие в жизни ребенка. Поэтому объединенными
усилиями педагогов и воспитателей формируем у детей устойчивый
интерес к школе, учебе, делаем для них поступление в школу радостным
и приятным событием.
Коллектив нашего детского сада старается создать такие условия
воспитания и обучения, при которых привычнее знания, приобретенные
ребенком в детском саду становились бы нормой. А совместная
работа детского сада и школы помогает нашим воспитанникам легко
и безболезненно адаптироваться к школьной жизни.