В
настоящее время необходимость сохранения преемственности и
целостности образовательной сферы относится к числу важнейших
приоритетов развития образования.
Под
преемственностью между детским садом и начальной школой подразумевается
система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач,
содержания и методов обучения и воспитания с целью создания
единого непрерывного процесса образования на смежных этапах
развития ребенка.
Огромные
изменения произошли в содержании образования детей дошкольного
и младшего школьного возраста, в общем характере и стиле педагогического
процесса: все большее распространение приобретает вариативность
программ, средств обучения, что значительно обогащает содержание
как дошкольной, так и начальной ступени образования. Однако,
подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее
изучение программы первого класса и сводится к формированию
узкопредметных знаний и умений.
Многочисленные
исследования психологов и педагогов показывают, что наличие
знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо
важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
Поэтому
ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование
у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной
деятельностью, любознательности, инициативности, самостоятельности,
произвольности, творческого самовыражения ребенка.
Полноценное
развитие ребенка от данной ступени образования к последующей
возможно только при соблюдении непрерывности всех ступеней
образования . Т.е. связь, согласованность и перспективность
всех компонентов системы (целей, форм организации воспитания
и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения
преемственности в развитии ребенка.
Знания,
умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования
в качестве важнейшего средства развития ребенка.
Выпускники
нашего детского сада обучаются в школах № 5 и № 9, где идет
обучение по традиционной программе и программе "Школа
2100" А.Леонтьева. Основная масса детей обучается в классах
по программе "Школа 2100", поэтому в своей работе
мы используем элементы данной программы.
Непрерывность
дошкольного и начального образования предполагает решение
конкретных приоритетных задач на дошкольной ступени:
- приобщение
детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение
эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его
положительного самоощущения;
- развитие
инициативности, любознательности;
- формирование
различных знаний об окружающем мире;
- стимулирование
коммуникативности, познавательной, игровой и другой активности
детей в различных видах деятельности;
- развитие
компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение
детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми
разного возраста).
Так
каким же должен быть портрет будущего первоклассника - выпускника
детского сада?
Характерная
черта старшего дошкольника - устойчивое положительное отношение
к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.
Ребенок
проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах
детской деятельности - игре, общении, конструировании, рисовании,
лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.
Он
активно взаимодействует со взрослыми и детьми, участвует в
совместных играх, организует их. Способен договариваться,
учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции. Способность
ребенка к фантазии, воображению особенно выпукло выступает
в ролевой и режиссерской игре, которая к концу дошкольного
периода характеризуется наличием оригинального замысла. Творческие
способности детей также проявляются в рисовании, придумывании
сказок, танцах, пении.
Дети
любят фантазировать вслух, играть звуками, словами. Это способность
тесно связана с развитием речи, развитием функции (воображения
и становлении произвольности предметного действия).
Волевое
начало в действии ребенка проявляется в продуктивной деятельности,
где он обнаруживает способность достигать цели, стараться
сделать продукт качественно, переделывать, если не получилось.
Произвольность
также проявляется в социальном поведении: ребенок может выполнять
инструкцию педагога, следовать установленным правилам.
В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности
ребенка: любит наблюдать, экспериментировать, проявляет интерес
к познавательной литературе, графическим схемам.
На
дошкольной ступени образования должна сохраниться самоценность
дошкольного детства, где формируются фундаментальные личностные
качества ребенка. Именно они служат основой успешности школьного
обучения. В то же время школа, преемник дошкольной ступени
образования должна не строить свою работу, а "подхватить"
достижения ребенка- дошкольника и организовать свою пед.практику,
развивать накопленный им потенциал. Такое понимание преемственности
позволяет реализовать непрерывность в развитии детей и образовании
как системе.
В психологии дошкольников и младших школьников много общего:
- доверчивое
подчинение авторитету взрослого, его требованиям, оценкам,
подражание внешним манерам поведения;
- преобладание
образных форм познания окружающего мира (образная память,
образное мышление);
- приоритетное
место занимает игра;
- анатомические
и физиологические особенности.
Опираясь
на общее между этими возрастными этапами развития ребенка,
сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который закладывается
в детском саду - является нашей общей задачей.
Чтобы работа давала хороший результат и дети, приходящие в
школу, были адаптированы к новой социальной роли, необходимо
учитывать следующее:
- формирование
психологической готовности к школе предполагает сочетание
игровой, учебной, продуктивной и др. видов деятельности;
- для
достижения эффективности в обучении дошкольников и младших
школьников необходимо формирование положительного эмоционального
отношения к занятиям;
- руководство
деятельностью детей дошкольного возраста следует осуществлять,
широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного
воспитания с частичным применением школьных методов;
- в
педагогической работе в первом классе необходимо соблюдение
преемственности не только в методах работы, но и в стилях
педагогического общения;
- необходимо
соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов
работы и при формировании коллектива детей первых классов
и при организации их межличностного общения;
- использовать
большие воспитательные возможности совместной деятельности;
- формировать
способности к ролевому и личностному общению как важному
условию в подготовке смены ведущей деятельности;
- при
формировании психологической готовности к школе необходимо
учитывать индивидуально-психологические особенности, которые
проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний,
отношение к интеллектуальной деятельности, особенностях
эмоций и волевой регуляции собственного поведения.
Детский
сад - первая и очень важная ступень в системе образования.
Важность проблемы преемственности ни у кого не вызывает сомнений.
От того как будут взаимодействовать два звена образовательного
процесса (дошкольное и начальное), будет зависеть его успешность
и результативность. "Школа не должна вносить резкой перемены
в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать
сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его
жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений,"
- так писал В.А.Сухомлинский о преемственности между дошкольным
и начальным обучением.
Дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей
ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада,
способствует его дальнейшему личностному развитию. Взаимодействие
детского сада и школы должно носить гуманистический характер,
основывается на взаимоотношении, сотрудничестве, доверительности.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку
образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится
в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное
и притягательное, но пока еще неопределенное. Как сложится
их школьная жизнь? Как помочь нашим выпускникам успешно войти
в школьную жизнь? Можно ли сделать так, чтобы для ребенка
период его поступления в школу и первые дни обучения оказались
не серьезным испытанием, а радостным событием? Именно эти
вопросы мы считаем наиболее актуальными для нашего пед.коллектива.
Каким образом мы строим свою работу?
Самым
первым этапом нашей работы -стало изучение нормативно-правовой
документации, касающейся вопросов преемственности дошкольного
и начального школьного обучения. На основании этих документов
:
Во-первых,
мы заключили договор о совместной работе детского сада и
школами № 5 и № 9, где обозначили основные аспекты преемственности:
согласованность целей дошкольного и начального школьного
образования. Отрадно, что по нашему примеру средняя школа
№ 5 подхватила это предложение и заключила договора с другими
детскими садами.
Во-вторых, мы разработали план работы детского сада
по осуществлению преемственности со школами. Он включает
в себя совместные мероприятия для детей, педагогов и родителей.
В декабре
по приглашению детского сада нас посетили наши выпускники-ученики
1-х и 2-х классов с концертной программой, и уже с ответным
визитом в школе № 9 мы провели КВН "Зеленый огонек"
между 1а классом и детьми подготовительной группы.
Огромную
роль в решении проблемы преемственности оказывают консультации
психолога, методиста, практикумы для родителей.
В ближайшее
время планируется выставка наших выпускников "Воспоминание
о детском саде" и выставка рисунков детей подготовительной
группы "Каким я буду в школе". Не маловажное значение
по обмену опытом придаем посещению учителями занятий в детском
саду, где педагоги могут ближе познакомиться и с детьми, и
с тем какие методы и приемы мы используем, в какой форме проводим
занятия, по каким программам занимаемся. Интересно и нам посещать
уроки в школе, видеть своих воспитанников.
По нашему
предложению в школе № 5 был проведен совместный урок музыки
с учениками 1б класса и детьми подготовительной группы. Цель
нашего предложения - дать возможность детям окунуться в атмосферу
школы, урока, почувствовать себя "учениками". Наш
опыт оказался успешным и поддержан школой. И уже в этом году
средняя школа № 5 подхватила наше начинание и запланировала
совместный урок с детьми детского сада № 3.
В наш
план работы входят и выступления учителей будущих первоклассников
о проблеме адаптации к школе выпускников ДОУ, знакомства со
школьными программами.
Одной
из удачных форм является организация работы с выпускниками
в каникулярные дни - совместное участие в работе кружков "Ритмика"
и театрального "Теремок". Основной целью всей нашей
работы является: обеспечение эмоциональной комфортности, понимания,
обеспечение возможности реализации потребности в общении и
интересах между детским садом и школой.
В свою
работу мы также включили анкетирование родителей. На основе
анализа анкет, мы можем выявить наиболее трудные, волнующие
родителей вопросы и провести по этим вопросам консультации
специалистов.
В конце
учебного года специалистами детского сада заполняется карта
индивидуального развития ребенка, которая включает в себя
следующие показатели развития:
- физическое
развитие;
- развитие
речи;
- познавательное
развитие;
- эстетическое
развитие.
Эти карты
передаются в школы.
Постоянное,
тесное сотрудничество со школой позволяет нам наблюдать за
нашими выпускниками, следить за их адаптацией к школе и успеваемостью.
В конце года мы проводим анализ успеваемости и адаптации к
школе первоклассников-выпускников детского сада.
Анализ
работы подтверждает правильность выбранных нашим коллективом
направлений. Я думаю, что совместная наша работа, направленная
на решение такой актуальной задачи, как преемственность между
детским садом и школой поможет понять друг друга воспитателю
и учителю, и поможет нашим детям войти в школьный мир безболезненно
и легко.