ДОУ № 17 "Дюймовочка" г.Волжска РМЭ, Доклад Дружининой "Проблемы преемственности дошкольного"

Дюймовочка
 Наш адрес: 425000, Республика Марий Эл, г.Волжск, ул.Ленина, 6а, телефон: (83631) 51213, e-mail: ds-17voljsk@yandex.ru


Кнопка "Наш садик"

Кнопка "Направления"

Кнопка "Документы"

Кнопка "История"

Кнопка "Педагоги"

Кнопка "Достижения"

Кнопка "Достижения"

Кнопка "Группа"

Кнопка "Копилка"

Кнопка "Фотоальбом"

Кнопка "Достижения"

Кнопка "Гостевая"

Кнопка "Опросы"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 17 "Дюймовочка"

Доклад на городском семинаре
в ДОУ № 17
"Психологическая готовность детей к школьному обучению. Проблемы преемственности"

Тема: Проблемы преемственности дошкольного
и начального образования

Выступила: воспитатель ДОУ № 17
Дружинина Лариса Юрьевна
Дата: 17.04.2006г.

г. Волжск РМЭ
2006 г.


В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования.

Под преемственностью между детским садом и начальной школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного процесса образования на смежных этапах развития ребенка.

Огромные изменения произошли в содержании образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, в общем характере и стиле педагогического процесса: все большее распространение приобретает вариативность программ, средств обучения, что значительно обогащает содержание как дошкольной, так и начальной ступени образования. Однако, подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка.

Полноценное развитие ребенка от данной ступени образования к последующей возможно только при соблюдении непрерывности всех ступеней образования . Т.е. связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.

Выпускники нашего детского сада обучаются в школах № 5 и № 9, где идет обучение по традиционной программе и программе "Школа 2100" А.Леонтьева. Основная масса детей обучается в классах по программе "Школа 2100", поэтому в своей работе мы используем элементы данной программы.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение конкретных приоритетных задач на дошкольной ступени:

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
  • развитие инициативности, любознательности;
  • формирование различных знаний об окружающем мире;
  • стимулирование коммуникативности, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Так каким же должен быть портрет будущего первоклассника - выпускника детского сада?

Характерная черта старшего дошкольника - устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.

Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности - игре, общении, конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.

Он активно взаимодействует со взрослыми и детьми, участвует в совместных играх, организует их. Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции. Способность ребенка к фантазии, воображению особенно выпукло выступает в ролевой и режиссерской игре, которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием оригинального замысла. Творческие способности детей также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении.

Дети любят фантазировать вслух, играть звуками, словами. Это способность тесно связана с развитием речи, развитием функции (воображения и становлении произвольности предметного действия).

Волевое начало в действии ребенка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, стараться сделать продукт качественно, переделывать, если не получилось.

Произвольность также проявляется в социальном поведении: ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам.

В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности ребенка: любит наблюдать, экспериментировать, проявляет интерес к познавательной литературе, графическим схемам.

На дошкольной ступени образования должна сохраниться самоценность дошкольного детства, где формируются фундаментальные личностные качества ребенка. Именно они служат основой успешности школьного обучения. В то же время школа, преемник дошкольной ступени образования должна не строить свою работу, а "подхватить" достижения ребенка- дошкольника и организовать свою пед.практику, развивать накопленный им потенциал. Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии детей и образовании как системе.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего:

  • доверчивое подчинение авторитету взрослого, его требованиям, оценкам, подражание внешним манерам поведения;
  • преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление);
  • приоритетное место занимает игра;
  • анатомические и физиологические особенности.

Опираясь на общее между этими возрастными этапами развития ребенка, сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который закладывается в детском саду - является нашей общей задачей.

Чтобы работа давала хороший результат и дети, приходящие в школу, были адаптированы к новой социальной роли, необходимо учитывать следующее:

  • формирование психологической готовности к школе предполагает сочетание игровой, учебной, продуктивной и др. видов деятельности;
  • для достижения эффективности в обучении дошкольников и младших школьников необходимо формирование положительного эмоционального отношения к занятиям;
  • руководство деятельностью детей дошкольного возраста следует осуществлять, широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов;
  • в педагогической работе в первом классе необходимо соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения;
  • необходимо соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов и при организации их межличностного общения;
  • использовать большие воспитательные возможности совместной деятельности;
  • формировать способности к ролевому и личностному общению как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;
  • при формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношение к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения.

Детский сад - первая и очень важная ступень в системе образования. Важность проблемы преемственности ни у кого не вызывает сомнений. От того как будут взаимодействовать два звена образовательного процесса (дошкольное и начальное), будет зависеть его успешность и результативность. "Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений," - так писал В.А.Сухомлинский о преемственности между дошкольным и начальным обучением.
Дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному развитию. Взаимодействие детского сада и школы должно носить гуманистический характер, основывается на взаимоотношении, сотрудничестве, доверительности.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Как сложится их школьная жизнь? Как помочь нашим выпускникам успешно войти в школьную жизнь? Можно ли сделать так, чтобы для ребенка период его поступления в школу и первые дни обучения оказались не серьезным испытанием, а радостным событием? Именно эти вопросы мы считаем наиболее актуальными для нашего пед.коллектива. Каким образом мы строим свою работу?

Самым первым этапом нашей работы -стало изучение нормативно-правовой документации, касающейся вопросов преемственности дошкольного и начального школьного обучения. На основании этих документов :

Во-первых, мы заключили договор о совместной работе детского сада и школами № 5 и № 9, где обозначили основные аспекты преемственности: согласованность целей дошкольного и начального школьного образования. Отрадно, что по нашему примеру средняя школа № 5 подхватила это предложение и заключила договора с другими детскими садами.
Во-вторых, мы разработали план работы детского сада по осуществлению преемственности со школами. Он включает в себя совместные мероприятия для детей, педагогов и родителей.

В декабре по приглашению детского сада нас посетили наши выпускники-ученики 1-х и 2-х классов с концертной программой, и уже с ответным визитом в школе № 9 мы провели КВН "Зеленый огонек" между 1а классом и детьми подготовительной группы.

Огромную роль в решении проблемы преемственности оказывают консультации психолога, методиста, практикумы для родителей.

В ближайшее время планируется выставка наших выпускников "Воспоминание о детском саде" и выставка рисунков детей подготовительной группы "Каким я буду в школе". Не маловажное значение по обмену опытом придаем посещению учителями занятий в детском саду, где педагоги могут ближе познакомиться и с детьми, и с тем какие методы и приемы мы используем, в какой форме проводим занятия, по каким программам занимаемся. Интересно и нам посещать уроки в школе, видеть своих воспитанников.

По нашему предложению в школе № 5 был проведен совместный урок музыки с учениками 1б класса и детьми подготовительной группы. Цель нашего предложения - дать возможность детям окунуться в атмосферу школы, урока, почувствовать себя "учениками". Наш опыт оказался успешным и поддержан школой. И уже в этом году средняя школа № 5 подхватила наше начинание и запланировала совместный урок с детьми детского сада № 3.

В наш план работы входят и выступления учителей будущих первоклассников о проблеме адаптации к школе выпускников ДОУ, знакомства со школьными программами.

Одной из удачных форм является организация работы с выпускниками в каникулярные дни - совместное участие в работе кружков "Ритмика" и театрального "Теремок". Основной целью всей нашей работы является: обеспечение эмоциональной комфортности, понимания, обеспечение возможности реализации потребности в общении и интересах между детским садом и школой.

В свою работу мы также включили анкетирование родителей. На основе анализа анкет, мы можем выявить наиболее трудные, волнующие родителей вопросы и провести по этим вопросам консультации специалистов.

В конце учебного года специалистами детского сада заполняется карта индивидуального развития ребенка, которая включает в себя следующие показатели развития:

  • физическое развитие;
  • развитие речи;
  • познавательное развитие;
  • эстетическое развитие.

Эти карты передаются в школы.

Постоянное, тесное сотрудничество со школой позволяет нам наблюдать за нашими выпускниками, следить за их адаптацией к школе и успеваемостью. В конце года мы проводим анализ успеваемости и адаптации к школе первоклассников-выпускников детского сада.

Анализ работы подтверждает правильность выбранных нашим коллективом направлений. Я думаю, что совместная наша работа, направленная на решение такой актуальной задачи, как преемственность между детским садом и школой поможет понять друг друга воспитателю и учителю, и поможет нашим детям войти в школьный мир безболезненно и легко.



 
 
© Дмитриева С.Ю., Волжский информационно-аналитический центр
2007-2014 гг.