Понятие
педагогической технологии
План:
1. Педагогическая
технология в образовательном процессе.
2. Структура педагогической технологии.
3. Презентация педагогической технологии "Осуществление
преемственности дошкольного образования и I ступени общего образования"
(из опыта работы).
1. Педагогическая
технология в образовательном процессе
Педагогическая технология - научная дисциплина, отражающая динамичное
развитие педагогической мысли и воспитательной практики. В педагогической
технологии раскрывается воспитательный процесс на уровне тонких
операционных "прикосновений" к личности - в любой сфере
жизни ребенка и в любом виде совместной деятельности педагога
с детьми. Нередко под названием "педагогическая технология"
в отечественной науке понимаются способы решения воспитательных
проблем.
Педагогическая технология - это комплекс, включающий в себя:
- некоторое
представление о планируемых результатах обучения;
- средства
диагностики текущего состояния обучаемых;
- набор
моделей обучения;
- критерии
выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Основные
характеристики современных трактовок понятий "педагогическая
технология".
1. Педагогическая
технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел,
в основе ее лежат определенные ценности, ориентации и целевые
установки автора или коллектива, которые должны принести ожидаемый
результат. Все это составляет стратегию обучения.
2. Технологическая цепочка педагогических действий выстраивается
строго в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать
всем учащимся достижение и прочное усвоение государственного
стандарта образования.
3. Функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную
деятельность педагога и учащихся с учетом авторского педагога.
4. Образовательной частью педагогической технологии являются
соответствующие данной стратегии обучения, воспитания, развития
диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и
инструментарии измерения результатов деятельности.
В основу
любой технологии положены определенные подходы, позиции и основания.
Существует несколько подходов.
- Отношенческий
подход провозглашает основным содержанием воспитания различные
системы отношений к миру и жизни.
- Деятельный
подход указывает на единственно возможный путь формирования
личности - активную деятельность самого ребёнка.
- Системный
подход предполагает педагогическую трактовку любого педагогического
явления (процесс, акта, события, воздействие, результата) как
определенную систему с точно обозначенными необходимыми и достаточными
элементами, взаимодействие которых определяет исход процесса.
Позиции.
- Гуманистическая
позиция ориентирует на воспитание человека наивысшую ценность
жизни.
- Субъективная
позиция основывается на том, что ребенок выступает в роли субъекта
и носителя способности быть стратегом поведения, деятельности
и собственной жизни.
Основание
также имеет несколько разновидностей.
- Культурологическое
основание предполагает воспитание как вхождение ребенка в контекст
культуры вместе с педагогом.
- Аксиологическое
основание выделяет ценностную направленность содержания, ориентируя
формируемые отношения на наивысшие ценности жизни.
- Феликсологическое
основание провозглашает необходимость содействовать счастью
ребенка в его реальной жизни и научить его быть счастливым.
2. Структура
педагогической технологии.
1. Концептуальная
основа.
2. Содержательная часть обучения:
цели (общие
и конкретные) обучения;
содержание учебного материала.
3. Процессуальная
часть - технологический процесс:
организация
образовательного процесса;
методы и формы деятельности ребенка;
методы и формы работы педагога;
деятельность педагога по управлению образовательным процессом;
диагностика образовательного процесса.
4. Библиографический
список.
Критерии
оценки педагогической технологии.
1. Концептуальность.
2. Системность.
3. Управляемость.
4. Наличие системы знаний, требующих умственной деятельности.
5. Воспроизводимость.
6. Использование исследовательских и эвристических методов.
7. Необходимость развития у детей способностей размышлять, прогнозировать,
совершать свои собственные открытия.
8. Соответствие закономерностям психического развития детей.
9. Эффективность.
10. Представление результатов апробации.
3. Презентация
педагогической технологии "Осуществление преемственности
дошкольного образования и I ступени общего образования" (из
опыта работы)
Разработана
творческой группой педагогов ДОУ№ 17 "Дюймовочка" г.Волжска
РМЭ:
Аношкиной Татьяной Ивановной- заведующая ДОУ
Чистяковой Ольгой Владимировной - старшим воспитателем ДОУ
Дружининой Ларисой Юрьевной - воспитателем ДОУ.
Педагогическая
технология:
- имеет
рецензию методиста дошкольного и начального образования ГОУ
ДПО (ПК) С "Марийский институт образования" Н.В.Софроновой
от 01.11.2006г.
- опубликована
в "Методических рекомендациях по разработке педагогических
технологий в образовательном учреждении", Йошкар-Ола 2007г.
- стала
победителем республиканского конкурса на лучшую педагогическую
технологию в 2007г.
Структура
педагогической технологии:
- Концептуальная
основа
- Содержательная
часть обучения
- Процессуальная
часть - технологический процесс
- Программно-методическое
обеспечение
Технология
опирается на определенную научную концепцию, включающая психологическое
и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных
целей, где:
- дано определение
преемственности
- раскрыт
взгляд педагогов и психологов на данную проблему
- указана
необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной
сферы
- представлены
условия постепенного вхождения дошкольников в школьную жизнь
Целью нашей
педагогической технологии является:
Разработка
стратегии совместных действий ("Воспитатель-Учитель",
"Педагог-Родитель", "Дошкольник-Ученик") по
развитию познавательной активности ребенка, творческих способностей,
коммуникативности и создание комплекса условий, обеспечивающих
формирование готовности ребенка к школе.
Пути реализации
педагогической технологии:
1. Выбор
преемственных программ и учебных планов.
2. Составление перспективных планов по преемственности ДОУ и
школы.
3. Разработка занятий по разделам "Формирование элементарных
математических представлений", "Развитие речи",
"Ребёнок и окружающий мир".
4. Организация работы с семьей по подготовке детей к обучению
в школе.
Всю работу
мы решили разделить на три больших блока: "Воспитатель-Учитель",
"Педагог-Родитель", "Дошкольник-Ученик". Это
позволило нам очень подробно рассмотреть данную проблему как многоаспектную.
Для каждого блока были определены формы работы.
Исходя из
этого нами был составлен план работы по осуществлению преемственности
дошкольного образования и I ступени общего образования
И для того, чтобы накопить данные о результатах работы, зафиксировать
наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие
передового педагогического опыта разработана система контроля
за осуществлением преемственности.
Работа по
технологии "Осуществление преемственности дошкольного образования
и I ступени общего образования"
позволила:
- осуществить
работу по формированию у детей подготовительной группы школьно
значимых психических и психофизиологических функций, интеллектуально-перцептивному
и речевому развитию детей, начиная с дошкольного возраста и
продолжая ее в той же логике в младшем школьном возрасте;
- обобщить
опыт по преемственности ДОУ и общеобразовательными школами города;
- наметить
пути по совершенствованию и углублению работы по преемственности
дошкольного и начального школьного обучения;
- предупредить
школьную неуспеваемость в начальном звене школы (среди выпускников
детского сада нет неуспевающих детей);
- создать
условия для более благоприятного протекания адаптационного периода
первоклассников.
Используемая
литература:
1. Методические
рекомендации по разработке педагогической технологии в образовательном
учреждении/ составитель Н.В.Софронова, методист отдела дошкольного
и начального образования ГОУ ДПО (ПС) С "Марийский институт
образования". Йошкар-Ола-2007г.
2. Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования
в Чувашской Республике/ Составитель Р.Б.Кузьмина, М.А.Капустина.
Чебоксары, 1998.
3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое
пособие. Москва, 2005.