Цели:
1.
Упражнение в дифференциации звуков в словах, слогах, предложениях.
2. Закрепление характеристики звуков.
3. Развитие фонематических процессов.
Материал
к занятию:
- демонстрационный
- два игрушечных зайца, изограф "лампа", картинки
с надписями "пукет", "черебаха", слоги БА,
ПА, буквы П, Б, тетради.
- раздаточный
- по 3 синих квадратика и по 2 красных квадратика, лепестки
от ромашек, цветные карандаши, простые карандаши.
Предварительная
работа: Разучивание физкультминутки.
Ход
занятия.
1.
Предлагаю детям подойти к двум столам.
-
Ребята, сегодня мы будем упражняться в различии звуков Б и П.
В этом нам помогут зайцы Бим и Пим. Бим любит звук Б, а Пим любит
звук П. Я обозначу эти звуки буквами.
Это
какая буква? (Бэ). А это какая буква? (Пэ).
Какие они, гласные или согласные? (согласные).
Зайцы
живут в лесу и очень любят цветы. Давайте мы для зайцев выложим
загадочные цветы. Буквы будут серединками цветов, а вам я раздам
лепестки. Лепестки, в названии которых есть звук Б, вы выложите
вокруг серединки буквы Бэ. А лепестки , в названии которых есть
звук П, вы выложите вокруг серединки буквы Пэ. (дети выполняют
задание).
-Зайцы,
проверяйте задание! (проверка).
Задание
у ромашки "Б".
-
А теперь, ребята, найдите слова, где звук Б стоит в начале слова
(белка, бабочка). Найдите слова, где звук Б стоит в середине слова
( арбуз, обезьяна, собака, бабочка, яблоко ).
А где слово, в котором два звука Б (бабочка).
Задание
у ромашки "П".
-Найдите
слова, где звук П твердый (цыпленок, подсолнух, капуста, платье).
А где звук мягкий? Пь. (печенье, апельсин).
2.
Предлагаю детям сесть за столы.
-
Зайцев я приглашаю на наше занятие.
Д/и
"Закончи слово".
Зайцам
я раздам слоги. Прочитайте их. (ПА, БА). Давайте поиграем в игру
"Закончи слово". Я начну, а вы закончите.
Например:
Я говорю ЖА - а вы БА и получилось ЖАБА.
Я говорю РЕ- а вы ПА и получилось РЕПА.
Приготовились. Внимание!
ШАЙ…(БА)
ТУМ…(БА)
ЛИ…(ПА) ВЕР…(БА)
РЫ…(БА) ЛАМ…(ПА)
ЛА…(ПА) ШУ…(БА)
ШЛЯ…(ПА) СТУ…(ПА)
Молодцы!
Зайчикам понравилось, как вы отвечаете!
3.
Д/и "Бабушкина игра".
Бабушка наших зайчиков прислала вам игру. Поиграем?
Вам
бабушка прислала
На наряды сто рублей.
Что хотите покупайте,
Но наряды выбирайте
Лишь со звуком Б в названье…
Приготовились. Вниманье!
(отвечать
нужно полными предложениями).
Вы
наденете юбочку с блузкой или платье?
Вы выберете шубу или пальто?
На голове будет берет или шляпа?
На шею наденете бусы или цепочку?
На юбочке будет бахрома или петельки?
Что вы выберете - брошь или клипсы?
Блузку украсят бантики или пуговицы?
Платочек будет из полотна или батиста?
Жилетка будет из бархата или плюша?
Обувь
тоже выберем, но со звуком П в названии.
Выбирайте: боты, сапоги, босоножки.
4.
Изограф.
- Ребята! Зайцы принесли с собой конверт. Они не могут расшифровать
слово. Давайте им поможем! (нахождение букв, составление слова).
Что получилось? (лампа).
А теперь давайте выложим схему этого слова из звуков. Проверяем!
(можно разделить слово на слоги?)
Молодцы! Вы сумели помочь зайчикам!
5.
Игра " Перебежки".
Предлагаю детям подойти к столам.
-Ребята, я научу вас играть в игру "Перебежки".
Если вы услышите в слове звук Б, то побежите к Биму. А если услышите
в слове звук П, то побежите к Пиму.
АПРЕЛЬ, ПАЛАТКА, БЕРЕЗА, ПЕНАЛ, БУЛКА, БИНТ, БАРАБАН, ПИСЬМО,
ПОМИДОР, БУКВА, ПОЛ, БОЛОТО, ПЫЛЬ.
Физкультминутка.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку.
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
6.
Давайте покажем зайцам, как мы умеем работать в тетрадях.
Открываем тетрадь на странице 14.
Зад.1. В первом задании нарисована книжка, а мы нарисуем
в них картинки. Я буду говорить слова, а вы их зарисовывать. Если
в слове встретится звук Б, вы зарисуете слово в кружочек на странице,
где изображена буква Бэ. А если вы услышите слово со звуком П,
то изобразите его в кружочке на странице с буквой Пэ.
Приготовились!
БУЛКА
ПАКЕТ
БУСЫ ПИРОЖОК
ЗАБОР АПЕЛЬСИН
Молодцы!
Зад. 3 Что изображено? (грибы). Отгадайте загадку. Нарисуйте
отгадку в ножке гриба. Если первый звук в отгадке звучит твердо,
шляпка гриба должна стать синей, если мягко-зеленой.
Загадки:
Стоит
на полочке игрушка-
Веселый и смешной… (петрушка)
Съесть
хочу я с давних пор
Сочный, красный… (помидор).
Съел
печенье и ватрушку,
Стал он толстый, как… (подушка).
Шпоры,
красный гребешок-
Это звонкий… (петушок).
Зад.6.
У нас изображены домики. Но все они паузные по форме. В квадратном
доме живет заяц Бим, а в прямоугольном - Пим, в овальном - Бом.
Послушай внимательно имена и добавь в каждое имя первую заглавную
букву. А почему заглавную, помните? (это имена).
7.
Ребята, а в конвертах еще что-то есть! Какие-то подписанные
картинки. Что нарисовано? (букет, черепаха). А что написано? (пукет,
черебаха).
Я поняла, они пошутили! Давайте попробуем понять их шутку и исправить
слова. (выполнение задания).
Молодцы,
ребята!.
8.
Итог.
Какие
два звука мы учились сегодня различать? (Б и П). Прежде, чем попрощаться
с зайчиками вы подберите слова в которых есть звук Б или П. Можете
пожать им лапку.
А зайчики уходят по своим домам!