Как
больно родителям, наблюдающими за играми детей, видеть, что
их ребёнок часто стоит в стороне, робеет, не решается подойти
к детям, пугается взрослых, недоверчив и застенчив. Другим родителям
ничуть не легче выслушивать жалобы, что их ребенок все время
дерется, обижает других детей, спорит, мешает им играть.
Нарушения в общении, конфликтность и обособленность - признаки
слабой адаптации ребенка к окружающему миру, серьезные эмоционально-личностные
проблемы в будущем.
Дети
с нарушениями подобного типа характеризуются тем, что:
1)
не умеют обращаться с просьбами;
2) не задают уточняющих вопросов;
3) лучше ориентируются в инструкциях, направленных на их предметную
деятельность, чем на познавательную;
4) активную речь на занятии обращают, как правило, к педагогу;
5) переключение деятельности у них сопровождается "взрывом"
вербальной активности.
Предлагаемые
коррекционные упражнения:
1.
Игра "Найди друга" (для детей с 5 лет).
В
этой игре наравне с детьми могут участвовать и родители. Половине
игроков- детей завязывают глаза, дают возможность походить
по помещению и предлагают на ощупь найти и узнать друга (или
своего родителя).
Затем игроки меняются ролями.
2.
Игра "Оригинальное знакомство".
Ее
цель - продиагностировать внутреннее состояние.
Участники садятся в круг и представляются - любым именем,
персонажем фильма, сказки, либо предметом. Необходимо также
продумать какой-либо жест, характеризующий состояние игрока
на данный момент. Если предыдущий участник говорит, что ему
один или грустно, то следующий должен его как-то подбодрить.
3.
Игра "Сочини историю" (для детей с 5 лет).
Ведущий
начинает историю: "Жили-были…", следующий участник
продолжает и так далее, по кругу. Когда очередь вновь доходит
до ведущего, он направляет сюжет истории, делает его более
осмысленным, и упражнение продолжается.
4.
Игра "Скажи, что ты слышишь".
Ее
цель-накопление словаря, развитие фразовой речи и слухового
внимания.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, внимательно прислушаться
и определить, какие звуки они слышат (щебет птиц, сигнал машины,
шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.) Дети должны
отвечать целыми предложениями. Игру лучше проводить во время
прогулки.