Цель:
Помочь родителям увидеть актуальность, необходимость и возможность
воспитания культуры, нравственных качеств, творческих способностей
с дошкольного детства.
План:
1.
Доклад "Воспитание культурой и красотой"
руководитель изостудии Сомова Ирина Викторовна
2. Выставка детских творческих работ на темы: "Космос",
"Пасха".
3. Просмотр музыкальной сказки
с элементами русского фольклора "Дудочка-звонкогудочка"
музыкальный руководитель Эшкинина Елена Ивановна
воспитатель Дружинина Лариса Юрьевна
воспитатель Козырицкая Виктория Валентиновна
Доклад
"Воспитание культурой и красотой"
Что такое
воспитание? Нам представляется, что это "питание"
души и сердца ребенка всем самым возвышенным, благородным
и прекрасным - "питание" Красотой. Сегодня воспитание
нравственного и культурного человека выходит за рамки чисто
образовательных задач. Сегодня воспитание становится проблемой
спасения под знаком SOS. То, что происходит в мире, не может
быть оценено иначе как чрезвычайная ситуация! Небывалый рост
жестокости, насилия, всевозможных пороков, в первую очередь
ставящих под угрозу жизнь детей, заставляет принимать самые
серьезные и решительные меры, и немедленно.
Что же
мы можем сделать? Одним махом, раз и навсегда ничего сделать
невозможно. Нужны каждодневные и повсеместные решительные
действия. Они должны быть глубоко продуманы и прочувствованы.
Прежде всего, это касается воспитания самых маленьких членов
общества.
Главное
- знать причину болезни, найти корень. А причина одна- упадок
нравственности, Культуры в самом широком понимании этого слова.
Причина
- в самом человеке. Деградация человека неизбежно приводит
к деградации общества и государства, к глобальной катастрофе.
Недаром говорят: "Что посеешь, то и пожнёшь"…
Дети
растут быстро. Не успеешь оглянуться, как твой воспитанник
уже взрослый. Какой он? Может быть, что-то из тех времен сохранил
в себе? Быстро летит время. Потому-то и медлить нельзя!
Воспитание
сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств,
лучших мыслей. Как это сделать? С помощью культуры и Красоты,
пропуская их через свою душу и сердце к душе и сердцу ребенка.
Без этого никакие методики, технологии и средства культурного
и эстетического воспитания не работают! Духовное и материальное
благосостояние государства и общества зависит от тех основ,
которые мы, именно мы и сейчас, заложим в сознание и сердца
детей.
Воспитание Красотой и культурой не просто красивые слова -
это опыт человечества, это единственный путь. При этом культура
и Красота должны быть понятны во всей их глубине и широте.
Это не просто этикет и хорошие манеры, не чисто внешняя красивость,
не эрудированность; Культура и Красота - понятия глубинные,
прежде всего духовные. Они связаны с внутренним миром человека,
с его мыслями, чувствами.
Николай
Заболотский писал:
…что
есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
И как
бы из глубины времен Николай Добролюбов отвечает: "Красота
заключается не в отдельных чертах и линиях, а в общем выражении
лица, в том жизненном смысле, который в нем заключается".
И еще один писатель - Михаил Зощенко - пишет: "Подлинно
культурный человек - это не только образованный человек. Культура
- это не только образование. Это сложная сумма поведения,
это сложная сумма выработанных привычек, в основе которых
положены эстетические и этические вкусы и нормы. А тот, кто
не руководит своими инстинктами, - его нельзя назвать культурным
человеком".
Культура,
если она впитана с детства, становится - обязательно становится
- неотъемлемым достоянием человека. Она как бы пропитывает
его нервную систему и руководит в дальнейшем его поступками.
В чем
же красота? Как она влияет на ребенка? Где ее искать и как
нести детям? Красота многолика, многопланова, многомерна.
Нет и не может быть единого стандарта Красоты, единого эталона.
Нет пределов совершенству, как и нет пределов формам и качествам
Красоты. Сколько людей, столько и понимания и восприятия Красоты.
Красота,
имеется нечто прекрасное, доброе, гармоничное, совершенное,
что вызывает радость, удовольствие, восторг или утешение -
в общем, положительно влияет на нас. Что может быть? Природа,
искусство, красота Человека, его духовная, внутренняя красота,
которая выражена в поступках, деяниях, если хотите - подвигах
во имя общего блага, во имя добра и той же Красоты.
Это Красота
наших чувств, мыслей, переживаний, порой постижимых не умом,
но сердцем.
Ясно
одно: в чем и как бы ни была выражена Красота, она положительно
влияет на человека, делая его добрее, чище, возвышенней, уверенней…
Красота
может успокаивать, может придавать силы и даже лечить. Недаром
существует арттерапия - терапия Красотой.
"Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном. Человек улучшается",
- так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка
красотой - всем прекрасным, чем только сможем! И это не так
уж трудно сделать, если конечно, захотеть. Природа, произведения
искусства, литература - все это, в наименьшей или большей
мере, может дать все необходимое для воспитания детей. Сколько
чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения
с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней
можно увидеть и услышать! А сколько чудных подвигов в легендах
и былинах о народных героях и подвижниках!
Очень
важно понять, что не воспринятая Красота не действует, она
как бы не существует. Но она есть, ее гораздо больше, чем
мы думаем, чем мы видим. Все дело в нашем умении замечать,
чувствовать, понимать Красоту. Можно сколько угодно долго
стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот
природы и при этом не чувствовать Красоту, не восхититься
ею, не обрадоваться. В таком случае Красота не действует на
нас, не делает лучше, не спасает. Необходимо научиться ее
воспринимать, осознавать и претворять в жизнь. Мы должны постоянно
совершать усилие, чтобы замечать красоту вокруг себя, чтобы
ее чувствовать, фиксировать в своем сознании и, конечно, чтобы
суметь творить красоту. Если нам это удается, то нам удастся
воспитывать детей Красотой - передавать им свою любовь к Красоте,
помогать замечать Красоту и создавать Красоту своими руками.
Уверены: в деле воспитания Красотой на первом месте должно
оказаться восприятие Красоты.
Восприятие Красоты неразрывно связано с потребностью выразить
свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох.
Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых
образов, красок, звуков в той или иной форме - выдохом. Мы
помогаем ребенку выразиться в рисунке, в поделке, в игре или
в слове, но при этом очень важно ему дать возможность сделать
это непосредственно, свободно - выразить то, что он хочет
и как он хочет.
Наша
задача - создавать условия для возникновения радости, эстетических
переживаний, уверенности и других нравственных чувств и переживаний.
Дети всегда будут любить и помнить те места и тех людей, где
они испытали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть
как магнитом - это проверено жизнью.
Мы должны
говорить ребенку, объяснять ему значение Красоты для людей,
ее ценность и необходимость. Мы должны прививать детям уважение
к ценностям Культуры и искусства, воспитывать их как защитников
Красоты. Огромное количество бесценных творений человечества
погибло в войнах и в вооруженных конфликтах. Не меньше - в
мирное время, когда невежество, варварство приводили к сокращению
сокровищ Красоты. Дети могут знать и об этой стороне существования
Красоты, чтобы лучше почувствовать и понять всю необходимость
сохранения Прекрасного не только для себя, но и для своих
близких, для всех людей на Земле.
Чем больше
будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших и доступных
музеев, выставок, концертов, книг - всего, что несет в себе
Красоту, тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее
будут протекать их развитие и образование.