Все
родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребенок
успешно начал обучение в школе. Во многом это зависит от того,
насколько хорошо у малыша развита память, может ли ребенок быстро
и качественно запомнить материал урока.
Память
человека - это основа психической жизни, основа сознания. Любая
деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется
в памяти. По времени удержания образа память разделяют на долговременную
и кратковременную. Память дифференцируется в зависимости от
органа чувств, который участвует в восприятии, на зрительную,
слуховую, обонятельную, осязательную. И вкусовую. В зависимости
от вида информации память делится на словесную, образную, двигательную,
а также эмоциональную.
В
младшем дошкольном возрасте развитие всех видов памяти идет
очень быстрыми темпами. Обычно ребенок легче запоминает все
новое, яркое, интересное для него, то есть у него лучше развита
непроизвольная память.
В
старшем дошкольном возрасте у детей появляется произвольность
всех психических процессов, в том числе и память. Ребенок уже
может ставить перед собой задачу запомнить определенный материал.
Если с ребенком проводить специальные занятия, то формирование
происходит быстрее. Используя различные вспомогательные средства
для запоминания - картинки, опорные слова, вопросы, а также
классификацию и группировку предметов, - можно развить у малыша
опосредованную память, увеличить скорость и объем запоминания.
Выделяйте
каждый день по 20-25 мин. для занятий с ребенком.
Для занятий вам подойдут детские книжки, игрушки, предметы,
настольный игровой материал.
Примерные
упражнения:
- Рассмотреть
и запомнить предметные картинки, игрушки (начинайте от 3-4
объектов и доведите до 8-10).
- Рассмотреть
или назвать профессии и их действия: маляр красит стены, повар
варит суп и т.д., через некоторое время спросите, что запомнил
ребенок.
- Рассмотреть
предметы, запомнить, закрыть их, назвать в той же последовательности.
- Запомнить
расположение предметов, ребенок отворачивается, предметы поменять
местами. Рассказать ребенку, какие предметы поменялись местами.
- Выглянуть
в окно, запомнить, что за окном. Отвернуться, рассказать,
что видели.
- Написать
цифры в любом порядке (1,4,6,2,7), запомнить, закрыть, назвать
цифры.
- Нарисуйте
простым карандашом предметы, наложенные друг на друга. Сначала
найти и назвать их, затем закрыть и назвать снова.
- Назвать
ряд слов (1-2 раза), запомнить их и повторить.
- Назвать
снова этот ряд, включив одно новое; спросить, какое новое
слово появилось.
- Назвать
снова слова, исключить одно; спросить, какого слова не стало.
- Рассказать
короткий рассказ или прочитать, пересказать его.
- Заучивание
стихов, загадок, пословиц.
Занимаясь
с ребенком, вы не только разовьете память ребенка, но и получите
удовольствие от интересного и полезного общения со своим детьми.
|