- Аношкиной
Татьяной Ивановной - заведующая ДОУ
- Чистяковой
Ольгой Владимировной - старшим воспитателем ДОУ
- Дружининой
Ларисой Юрьевной - воспитателем ДОУ.
На сегодняшний
день важное значение приобретает проблема создания прогрессивной
системы непрерывного образования.
Преемственность - это связь между явлениями в процессе развития,
когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его
элементы. При этом дошкольное образовательное учреждение обеспечивает
базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа,
используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему
развитию.
Разные
авторы предлагают следующие определения преемственности между
дошкольным и начальным образованием:
1.
Преемственность предполагает целостный процесс, обеспечивающий
полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое
благополучие ребенка в переходный период от дошкольного
воспитания к школе, направленный на перспективное формирование
личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные
знания (В.Я.Лыкова, Смоленск, 1999).
2. Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь
содержания их воспитательно-образовательной работы, методов
ее осуществления. Преемственность предусматривает, с одной
стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития
и воспитанности, который отвечает требованиям школьного
обучения, с другой - опору школы на знания, умения, качества,
которые уже приобретены дошкольниками, активное использование
их для дальнейшего всестороннего развития учащихся (Ф.А.Ядешко
и др., Москва, 1978).
3. Главной задачей обеспечения преемственности в работе
дошкольных учреждений и школы в плане формирования индивидуальности
детей должно стать не стремление к единству в содержании
и методах обучения, а одинаково положительное отношение
к детям, глубокое понимание их потребностей, мотивов и особенностей
их поведения, развития, опора на них (В.У.Кузьменко, Киев,
1999).
4. Преемственность рассматривается как двусторонний процесс,
в котором на дошкольной ступени образования сохраняется
самоценность дошкольного детства и формируется фундаментальные
личностные качества ребенка, которые служат основой успешности
школьного обучения. В то же время школа, как преемник дошкольной
ступени образования, не строит свою работу с нуля, а опирается
на достижения ребенка-дошкольника и организует свою педагогическую
практику, развивая накопленный им потенциал, что позволяет
реализовать непрерывность в развитии детей и образовании
как системе (Л.А.Парамонова, Т.И.Алиева, А.Г.Арушанова,
Готовность ребенка к школе, Москва, 1998).
5. При соответствующем обогащении содержания игровой и практической
деятельности у ребенка-дошкольника складываются качественно
новые формы мыслительной деятельности, а также виды чувственного
познания действительности, которые имеют неоценимое значение
не только для настоящего, но и для будущего развития, для
достижения высокого уровня общего развития и полноценной
подготовки детей к школе (Н.И.Титова, Смоленск, 1999).
В настоящее
время необходимость сохранения преемственности и целостности
образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов
развития образования в России.
Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего
вида № 17 "Дюймовочка" с одним из приоритетных направлений
интеллектуального развития воспитанников находится в районе
двух общеобразовательных школ № 5 и № 9. Поэтому вопросу осуществления
преемственности дошкольного образования и I ступени общего
образования уделяем особое внимание.
Интеграция
совместных усилий школы и детского сада во благо детей - это
тесное сотрудничество образовательных учреждений детского
сада и школы. В течение нескольких лет мы работали по данной
проблеме и пришли к выводу, что преемственность - это многоаспектная
проблема. Важную роль в преемственности дошкольного и начального
образования играет координация между педагогическими коллективами
нашего дошкольного учреждения и близлежащими школами. Как
показывает наш опыт, чтобы обеспечить постепенное вхождение
дошкольников в школьную жизнь педагогами детского сада, учителями
школы и родителями нужно:
1.
Выработать общие взгляды на ребенка и его вхождение в школьную
жизнь, организацию его подготовки к школьному обучению в
детском саду.
А складывается
готовность к школьному обучению, прежде всего из готовности
детей к новым видам деятельности:
- уметь
слышать, понимать и решать учебную задачу;
- усваивать
большой объем инструктивной информации и учебный материал;
- ориентироваться
в классе, тетрадях, учебниках;
- уметь
слушать и говорить (развитие коммуникативной деятельности
и фонематического слуха).
2.
Согласовать взаимодополняющие действия без дублирования
друг друга.
Учителями и воспитателями были рассмотрены и изучены программы,
пособия, наглядный материал, как для дошкольников, так и
учащихся 1 класса и намечены конкретные пути реализации
данной проблемы по блокам. При этом мы исходили из того,
что ведущей деятельностью дошкольника является игра, но
не развлекательная, а познавательная.
3.
Найти общий язык, на котором могут говорить о ребенке -
будущем первокласснике - все заинтересованные участники
преемственной цепочки (педагоги детского сада и школы, родители).
В целом
взаимодействие ДОУ, школы и семьи мы рассматриваем как связь
и согласованность каждого компонента педагогической работы
(целей, задач, содержания, методов, средств и форм), которые
комплексно обеспечивают эффективное развитие детей.
Для осуществления
преемственности дошкольного и начального образования нами
выделены следующие аспекты:
1.Состояние
здоровья и физическое развитие детей.
2. Формирование отношения к окружающему миру.
3. Освоение социального опыта.
4. Сформированность компонентов учебной деятельности.
5. Уровень творческого воображения как направления интеллектуального
и личностного развития.
6. Разностороннее развитие детей.
Цель
педагогической технологии:
Разработать
стратегию совместных действий ("Воспитатель-Учитель",
"Педагог-Родитель", "Дошкольник-Ученик")
по развитию познавательной активности ребенка, творческих
способностей, коммуникативности и создание комплекса условий,
обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе.
Пути
реализации педагогической технологии:
1.
Выбор преемственных программ и учебных планов.
2. Составление перспективных планов по преемственности ДОУ
и школы.
3. Разработка занятий по разделам "Формирование элементарных
математических представлений", "Развитие речи",
"Ребенок и окружающий мир".
4. Организация работы с семьей по подготовке детей к обучению
в школе.
Название
блока
|
Формы
работы
|
"Воспитатель-Учитель"
(ПРИЛОЖЕНИЕ № 1) |
- Заключение
договоров
- Планирование
- Установление
взаимосвязи содержания воспитательно-образовательной
работы
- Анализ
деятельности
- Совещания
- Семинары
- Педсоветы
- Повышение
квалификации педагогических кадров
- Открытые
занятия, уроки
- Создание
единых карт выпускников и диагностических материалов
по готовности детей к школе и др.
- Комплектование
начальных классов.
|
"Педагог-Родитель"
(ПРИЛОЖЕНИЕ № 2) |
- Родительские
собрания
- Открытые
занятия
- Консультации
- Информационное
сопровождение
- Работа
семейного клуба по проблеме готовности к школьному
обучению
-
Творческая мастерская и др.
|
"Дошкольник-Ученик"
(ПРИЛОЖЕНИЕ № 3) |
- Совместные
уроки
- Занятия
- Совместная
творческая деятельность (концерты, развлечения,
постановки сказок, творческие выставки рисунков,
поделок)
- Экскурсии
- Диагностика
готовности к школьному обучению и др.
|