ДОУ № 17 "Дюймовочка" г.Волжска РМЭ, Копилка

Дюймовочка
 Наш адрес: 425000, Республика Марий Эл, г.Волжск, ул.Ленина, 6а, телефон: (83631) 51213, e-mail: ds-17voljsk@yandex.ru


Кнопка "Наш садик"

Кнопка "Направления"

Кнопка "Документы"

Кнопка "История"

Кнопка "Педагоги"

Кнопка "Достижения"

Кнопка "Достижения"

Кнопка "Группа"

Кнопка "Копилка"

Кнопка "Фотоальбом"

Кнопка "Достижения"

Кнопка "Гостевая"

Кнопка "Опросы"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 17 "Дюймовочка"

Педагогическая технология
"Осуществление преемственности дошкольного образования
и I ступени общего образования"

г.Волжск РМЭ


Разработана творческой группой педагогов ДОУ № 17 "Дюймовочка" г.Волжска РМЭ:

  • Аношкиной Татьяной Ивановной - заведующая ДОУ
  • Чистяковой Ольгой Владимировной - старшим воспитателем ДОУ
  • Дружининой Ларисой Юрьевной - воспитателем ДОУ.

На сегодняшний день важное значение приобретает проблема создания прогрессивной системы непрерывного образования.
Преемственность - это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. При этом дошкольное образовательное учреждение обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему развитию.

Разные авторы предлагают следующие определения преемственности между дошкольным и начальным образованием:

1. Преемственность предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания (В.Я.Лыкова, Смоленск, 1999).
2. Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой - опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся (Ф.А.Ядешко и др., Москва, 1978).
3. Главной задачей обеспечения преемственности в работе дошкольных учреждений и школы в плане формирования индивидуальности детей должно стать не стремление к единству в содержании и методах обучения, а одинаково положительное отношение к детям, глубокое понимание их потребностей, мотивов и особенностей их поведения, развития, опора на них (В.У.Кузьменко, Киев, 1999).
4. Преемственность рассматривается как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства и формируется фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности школьного обучения. В то же время школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а опирается на достижения ребенка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал, что позволяет реализовать непрерывность в развитии детей и образовании как системе (Л.А.Парамонова, Т.И.Алиева, А.Г.Арушанова, Готовность ребенка к школе, Москва, 1998).
5. При соответствующем обогащении содержания игровой и практической деятельности у ребенка-дошкольника складываются качественно новые формы мыслительной деятельности, а также виды чувственного познания действительности, которые имеют неоценимое значение не только для настоящего, но и для будущего развития, для достижения высокого уровня общего развития и полноценной подготовки детей к школе (Н.И.Титова, Смоленск, 1999).

В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 17 "Дюймовочка" с одним из приоритетных направлений интеллектуального развития воспитанников находится в районе двух общеобразовательных школ № 5 и № 9. Поэтому вопросу осуществления преемственности дошкольного образования и I ступени общего образования уделяем особое внимание.

Интеграция совместных усилий школы и детского сада во благо детей - это тесное сотрудничество образовательных учреждений детского сада и школы. В течение нескольких лет мы работали по данной проблеме и пришли к выводу, что преемственность - это многоаспектная проблема. Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет координация между педагогическими коллективами нашего дошкольного учреждения и близлежащими школами. Как показывает наш опыт, чтобы обеспечить постепенное вхождение дошкольников в школьную жизнь педагогами детского сада, учителями школы и родителями нужно:

1. Выработать общие взгляды на ребенка и его вхождение в школьную жизнь, организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду.

А складывается готовность к школьному обучению, прежде всего из готовности детей к новым видам деятельности:

  • уметь слышать, понимать и решать учебную задачу;
  • усваивать большой объем инструктивной информации и учебный материал;
  • ориентироваться в классе, тетрадях, учебниках;
  • уметь слушать и говорить (развитие коммуникативной деятельности и фонематического слуха).

2. Согласовать взаимодополняющие действия без дублирования друг друга.
Учителями и воспитателями были рассмотрены и изучены программы, пособия, наглядный материал, как для дошкольников, так и учащихся 1 класса и намечены конкретные пути реализации данной проблемы по блокам. При этом мы исходили из того, что ведущей деятельностью дошкольника является игра, но не развлекательная, а познавательная.

3. Найти общий язык, на котором могут говорить о ребенке - будущем первокласснике - все заинтересованные участники преемственной цепочки (педагоги детского сада и школы, родители).

В целом взаимодействие ДОУ, школы и семьи мы рассматриваем как связь и согласованность каждого компонента педагогической работы (целей, задач, содержания, методов, средств и форм), которые комплексно обеспечивают эффективное развитие детей.

Для осуществления преемственности дошкольного и начального образования нами выделены следующие аспекты:

1.Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Формирование отношения к окружающему миру.
3. Освоение социального опыта.
4. Сформированность компонентов учебной деятельности.
5. Уровень творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития.
6. Разностороннее развитие детей.

Цель педагогической технологии:

Разработать стратегию совместных действий ("Воспитатель-Учитель", "Педагог-Родитель", "Дошкольник-Ученик") по развитию познавательной активности ребенка, творческих способностей, коммуникативности и создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе.

Пути реализации педагогической технологии:

1. Выбор преемственных программ и учебных планов.
2. Составление перспективных планов по преемственности ДОУ и школы.
3. Разработка занятий по разделам "Формирование элементарных математических представлений", "Развитие речи", "Ребенок и окружающий мир".
4. Организация работы с семьей по подготовке детей к обучению в школе.

Схема

Название блока
Формы работы
"Воспитатель-Учитель"
(ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)
  • Заключение договоров
  • Планирование
  • Установление взаимосвязи содержания воспитательно-образовательной работы
  • Анализ деятельности
  • Совещания
  • Семинары
  • Педсоветы
  • Повышение квалификации педагогических кадров
  • Открытые занятия, уроки
  • Создание единых карт выпускников и диагностических материалов по готовности детей к школе и др.
  • Комплектование начальных классов.
"Педагог-Родитель"
(ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)
  • Родительские собрания
  • Открытые занятия
  • Консультации
  • Информационное сопровождение
  • Работа семейного клуба по проблеме готовности к школьному обучению
  • Творческая мастерская и др.

"Дошкольник-Ученик"
(ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)
  • Совместные уроки
  • Занятия
  • Совместная творческая деятельность (концерты, развлечения, постановки сказок, творческие выставки рисунков, поделок)
  • Экскурсии
  • Диагностика готовности к школьному обучению и др.

 
 
© Дмитриева С.Ю., Волжский информационно-аналитический центр
2007-2014 гг.