ДОУ № 17 "Дюймовочка" г.Волжска РМЭ, Семинар-практикум "Уроки общения"

Дюймовочка
 Наш адрес: 425000, Республика Марий Эл, г.Волжск, ул.Ленина, 6а, телефон: (83631) 51213, e-mail: ds-17voljsk@yandex.ru


Кнопка "Наш садик"

Кнопка "Направления"

Кнопка "Документы"

Кнопка "История"

Кнопка "Педагоги"

Кнопка "Достижения"

Кнопка "Достижения"

Кнопка "Группа"

Кнопка "Копилка"

Кнопка "Фотоальбом"

Кнопка "Достижения"

Кнопка "Гостевая"

Кнопка "Опросы"

Семейный клуб "Дошколёнок"
Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 17 "Дюймовочка"

Семинар-практикум "Уроки общения"

Подготовили:
старший воспитатель Чистякова О.В.
воспитатель Дружинина Л.Ю.
педагог-психолог Шубина Т.Л.

г.Волжск РМЭ
декабрь 2006г.


Цель: Углубить знания родителей по вопросам нравственного воспитания, правилам речевого этикета. Научить родителей правильно строить общение с ребенком. Дать родителям возможность поделиться опытом семейного воспитания.
План:

1. Вступительное слово. (старший воспитатель Чистякова Ольга Владимировна)
2. Речевой этикет. (воспитатель Дружинина Лариса Юрьевна)
3. "Изящные" выражения в детском лексиконе. Как слушать ребенка и говорить с ним. (педагог-психолог Шубина Татьяна Львовна)
4. Открытое развивающее занятие для родителей. (воспитатель Дружинина Лариса Юрьевна)

3. "Изящные" выражения в детском лексиконе.

С расширением круга общения, с поступлением в детский сад, посещение разнообразных кружков ребенок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое - хорошо. Один из таких далеко не радостных моментов - бранные слова. Услышав от своего ребенка такое "новшество", взрослые часто теряются и не знают, как себя вести в таких ситуациях. Оправившись от шока, родители выбирают один из следующих вариантов.

Вариант 1. Ругаем
"И в кого только он пошел?.."- удивляются часто родители. Чтобы понять это, нужно просто понаблюдать за своими манерами, своим стилем поведения. Ведь часто случается так, что, не замечая своих особенностей поведения, мы отслеживаем их в поведении своих детей. Задумайтесь, является ли характерной для вас несдержанность, агрессивность, излишняя эмоциональность? В этом случае действуйте по принципу "начни с себя".

Вариант 2. Оставляем без внимания ("Ничего не произошло!")
Оправдываясь тем, что на таких словах не следует акцентировать внимание, что ребенок сам их забудет, родители отчасти правы. Но какая гарантия того, что, однажды забыв эти выражения, ребенок не вспомнит их в самый неподходящий момент!.. Также взрослым надо помнить, что логика детей отличается от логики взрослых. Поразмыслив, малыш, скорее всего, придет к выводу, что если вы никак не реагируете на эти слова, то так оно и должно быть.

Вариант 3. Запугиваем ("Будешь ругаться - язык отрежут!")
Очень эффективный способ, особенно при необходимости немедленного воздействия. Но имеет два очень больших минуса. Во-первых, с возрастом все труднее будет найти действенный персонаж запугивания, а во-вторых, в случае ненормированного использования этот метод может спровоцировать появление и развитие невротических состояний. Особенно "популярны" у родителей медицинские процедуры: уколы, хирургические операции и т.д. В этом случае не стоит удивляться, что при очередном посещении медицинского кабинета у ребенка начинается истерика.

Вариант 4. Объясняем
Самый эффективный метод, но самый трудный способ, так как требует больших усилий и четкой последовательности и тактики. Столкнувшись с тем, что ваш ребенок включает в свою речь нецензурную лексику, сразу объясните малышу твердым тоном, что данные выражения используются или хулиганами, или глупыми маленькими детьми; ни тех, ни других в приличные места не пускают. Дайте ребенку возможность сделать свой выбор!

Одна из причин, по которой дети начинают ругаться, - это желание привлечь к себе внимание. Получив в свой арсенал хороший способ шокирования взрослых, а тем самым возможность попасть в центр внимания, ребенок будет пускать его в ход все чаще и чаще. Во-первых, постарайтесь найти приемлемый способ самоутверждения для ребенка. Во-вторых, сразу давайте "обратную связь" - спокойно, но твердо отрицательно. Необходимо показать малышу, что у окружающих пропадает всякое желание общаться с ним, когда он кричит и ругается. Тем самым вы сможете позаботиться о психогигиене и душевном покое как вашем, так и вашего ребенка.

Как слушать ребенка?

Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать. Активно слушать ребенка - значит "возвращать" ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Приведем примеры.
Ситуация
"Привычный ответ"
Активное слушание
1. Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: "Он отнял мою машинку!" Ну ничего, поиграет и отдаст… Ты очень огорчен и рассержен на него.
2. Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отвечает: "Больше я туда не пойду!" Как это ты не пойдешь в школу? Ты больше не хочешь ходить в школу.
3. Дочка собирается гулять, но, одеваясь капризничает: она отказывается надевать "эту уродскую шапку" Перестань капризничать, вполне приличная шапка! Тебе она очень не нравится.
Активное слушание имеет следующие преимущества:
  • Во-первых, исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка: "разделенное горе уменьшается двое";
  • Во-вторых, ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше (в том числе о своих проблемах);
  • В-третьих, рассказывая внимательному слушателю о своих бедах и огорчениях, ребенок постепенно продвигается в решении своей проблемы.

 
 
© Дмитриева С.Ю., Волжский информационно-аналитический центр
2007-2014 гг.