Ребенок
усваивает родную речь так называемым "материнским способом",
подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только
правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого
этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С.Макаренко о
роли примера взрослых, окружающих ребенка: "Ваше собственное
поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете
ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете
его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент
вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете
с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь
или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами,
как вы смеетесь, читаете газеты - все это для ребенка имеет
большое значение".
Необходимо
избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода
бранные, тем более нецензурные слова. Понаблюдайте как разговаривают
между собой дошкольники во дворе, в детском саду, на игровой
площадке. Вы без труда заметите таких, кто не говорит, а кричит,
безусловно подражая кому-то из взрослого окружения. А часто
ли вы обращаетесь к своему дитя не в форме приказания, а просьбы
и употребляете слово "пожалуйста", благодарите
его, высказываете свое родительское одобрение по поводу проявленной
им вежливости?
Среди
детей распространено употребление имен собственных в пренебрежительной
форме: Колька, Анька, Ленка и т.п. А ведь мы зачастую
сами подаем ребенку пример такого обращения.
Выражение "доброе утро" и "спокойной
ночи" является неотъемлемыми составными речевого
этикета ребенка, как и слова "здравствуйте",
"до свидания", произносимые приветливо, с
улыбкой. Ведь мимика и интонация имеют порой не меньший смысл,
чем само содержание высказывания. Так, сердито произнесенное
приветствие может быть воспринято как выражение неприязни.
Неплохо
приучать ребенка здороваться при посещении почты, обувной
мастерской или каких-то учреждений службы быта, если вы туда
заходите с ним. А поступаете ли вы так сами?
Слова-приветствия настраивают обе стороны на дружелюбный лад.
Такие слова, как "здорово", "чао",
"здрасте", "будь" и т.п.,
которые так распространены теперь среди подростков, молодых
людей, проникают в лексикон дошкольников. Учить ребенка подобным
словам вы, конечно, не станете, но если он их перенял, объясните,
что эти выражения применимы только в отношении со сверстниками,
но не с взрослыми.
Приучите
ребенка, когда ему понадобится вещь, принадлежащая другому
члену семьи, товарищу, спрашивать разрешение. Например: "Мама,
разреши взять твою косынку?", "Таня, можно
взять твой карандаш?" и т.п. Спрашивая разрешение,
ребенок тем самым выражает уважение к правам другого человека,
а вежливая форма почти гарантирует успех.
"Волшебное слово" - это меткое выражение
хорошо известно нашим детям. Но все ли им пользуются? Напоминайте
вашему ребенку, чтобы он не забывал "о волшебной силе"
слова "пожалуйста", обращаясь с той или иной
просьбой к взрослым или сверстникам. Но есть еще и слово "спасибо",
которое ребенок может усвоить уже к двум годам.
Вопрос
к родителям: "В каких случаях ребенок должен говорить
взрослым "вы", а в каких "ты"?
Обобщение
высказывания родителей:
Если
двухлетний малыш говорит взрослому "ты",
в его устах это звучит даже мило. Но с четырех лет дети
уже должны, обращаясь к взрослому говорить "вы"
и называть по имени и отчеству (кроме родителей, бабушки,
дедушки - самых близких родных).
Стоит задуматься и над тем, что в некоторых семьях "мамка",
"папка" - обычное обращение. В литературном
отношении правильнее, если дети называют родителей "мама",
"папа", не избегая, конечно, и ласкательных
форм "мамочка", "папочка".
А родителей своих родителей предпочтительно называть "бабушка",
"дедушка", "бабуся", "дедуся".
Если
вы считаете нужным сделать ребенку замечания, постарайтесь
выбрать тактичные выражения и не выговаривайте ему на людях.
Лучше это сделать наедине с ним.
Кто
может поделиться опытом воспитания культуры речевого поведения
детей в семье?
Выступления
родителей.