Цель:
Познакомить родителей с задачами, играми и приемами по подготовке
детей к обучению грамоте. Дать рекомендации по развитию
мелкой моторики рук ребёнка.
План:
1.
Задачи по подготовке к обучению грамоте. (старший воспитатель
Чистякова Ольга Владимировна)
2. Консультация "Подготовка руки к письму" (воспитатель
Дружинина Лариса Юрьевна)
3. Открытое занятие для родителей
по подготовке к обучению грамоте (старший воспитатель Чистякова
Ольга Владимировна, воспитатель Дружинина Лариса Юрьевна)
1.
Задачи по подготовке к обучению грамоте.
Важное место в работе с детьми принадлежит подготовке
к обучению грамоте. Дети 6-летнего возраста знают уже
достаточно большое количество букв, некоторые к школе
читают по слогам. Подготовить их к обучению в школе, без
страха идти в школу, не разочароваться в школьной жизни
- является задачей подготовительного периода в детском
саду.
В
разработанной программе обучения грамоте в подготовительной
группе детского сада предполагается: развитие фонематического
слуха детей, работа над узнаванием, выделением и различием
фонем, обучение детей первоначальному чтению, введение
понятия "звук", "слог", "предложение",
подготовка базы для успешного овладения навыками написания
прописных букв.
Планируются
занятия по обучению грамоте строить на принятом в русской
методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе
и закреплять работой по развитию речи на основных ее уровнях.
В
сетке занятий выделяется специальное время для подготовки
детей к письму. Подготовка к письму включает в себя развитие
ряда умений и навыков. Немаловажную роль среди них играет
развитие пространственных ориентировок, прежде всего ориентировка
на листе бумаги.
Занятия
по подготовке к обучению грамоте включают следующие разделы:
Обучение
грамоте.
- Деление
слов на слоги.
- Составление
схемы слова.
- Предложение.
- Деление
предложения на слова, указание порядка слов в предложении.
- Знакомство
с буквами (А, У, И, О, Ы, М, П, Р, С, Т, К, З, Б,
Ш, Ж, Л).
- Воспитание
навыка осознанного слитного чтения слогов.
- Работа
с разрезной азбукой.
- Печатанье
букв.
- Усвоение
правил: раздельное написание слов, точка в конце предложения,
заглавная буква в именах и кличках, в начале предложения.
Совершенствование
фонематического восприятия.
- Анализ
и синтез цепочек из двух-трех гласных.
- Выделение
гласного в начале слова, в ударной позиции.
- Выделение
звуков в начале, середине, конце слов.
- Составление
цепочек из заданных звуков.
- Анализ
и синтез прямых, обратных слогов, слов.
- Дифференциация
звуков по глухости - звонкости, твердости - мягкости.
Развитие
графических навыков.
- Графические
упражнения: зарисовка по точкам, зарисовка фигур,
письмо прямых и наклонных палочек, письмо элементов
с петлей, зарисовка фигур, включающие круги и овалы.
- Тренировка
в правильном и аккуратном закрашивании, штриховке,
мелких и крупных фигур, предметов.
Обучение
грамоте детей-дошкольников обеспечивает возможность сформировать
различные учебные умения, которые необходимы для уроков
развития речи и письма в школьный период.
2.
Консультация "Подготовка руки дошкольника к письму".
На
самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо
прежде всего научить правильно сидеть при письме, правильно
держать ручку и ориентироваться в пространстве.
Умение
различать правую и левую стороны - важная предпосылка
для многих видов деятельности в процессе обучения. Для
этого нужно:
1.
Научить показывать правую руку и левую руку.
2. Поднимать поочередно правую и левую руку. Учить брать
предметы правой и левой рукой.
3. Учить различать другие парные части тела.
Далее
необходимо переходить к формированию ориентировки в окружающем
пространстве:
а)
определение пространственного расположения предметов
по отношению к ребенку;
б) определение пространственного соотношения между несколькими
предметами.
В
ходе реализации данного направления работы можно использовать:
-
книжки раскраски;
- копирование картинок на прозрачную бумагу;
- занятия с пластилином и глиной;
- выполнение аппликаций отщипыванием;
- нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц,
кнопок;
- самомассаж рук.
Родителям
раздаются упражнения "Развивайте
мелкую моторику кистей рук", памятка
"Самомассаж рук".
3.
Открытое занятие для родителей
по подготовке к обучению грамоте. Тема: "Звуки Р-Л".
|