Начало
школьной жизни - это серьезное испытание для ребенка. За очень
короткий срок первоклассник должен привыкнуть к новому распорядку
дня, усвоить новые требования, предъявляемые со стороны учителей
и родителей, наладить контакты со сверстниками.
Маленькому
ученику очень непросто приспособиться к новой среде. Часто дети
идут в школу с удовольствием, но через несколько месяцев желание
учиться в школе исчезает.
Практика
показывает, что нежелание учиться в основном возникает в следующих
случаях:
- Ребенок,
представлял себе школьную жизнь и будущие успехи в радужных
тонах, мотивация у него была чисто внешняя: "Мне купят
новый портфель", "Я буду взрослым";
- Школьная
жизнь требует от ребенка постоянных усилий, а он не приучен
ограничивать свои желания, преодолевать трудности. У такого
ребенка не выработана "произвольность" - то есть
способность действовать по образцу в соответствии с принятыми
правилами;
- Дети,
избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на
замечания учителей.
Растворение
в коллективе часто оборачивается для них настоящим ударом по
самолюбию, как следствие - у ребенка может резко снизиться самооценка
и даже мелкое происшествие обернуться неуверенностью в себе.
В
сложном положении могут оказаться дети не умеющие справляться
со своими эмоциями. Любое ограничение полностью парализует,
удача вызывает слишком бурную радость. Поглощенные переживаниями
дети не в состоянии ориентироваться в происходящем, они невнимательны,
у них ослабевает способность к логическому мышлению, рассуждению
- появляется недовольство школьными буднями.
Трудно
приходится в первом классе левшам, гиперакктивным и невнимательным
"шустрикам", неторопливым, застенчивым, нелюдимым
детям. Таким детям в первом классе обязательно потребуется помощь
родителей.
Испытывают
сложности в обучении большинство шестилеток. В большинстве случаев
у шестилетних первоклашек не сформирована учебная мотивация
и доминирует игровая. Оказавшись за школьной партой, шестилетка
быстро утомляется, его внимание истощается, информация плохо
усваивается, а высокая двигательная активность мешает ему сохранять
необходимую рабочую позу. Шестилетние дети, как правило, уступают
семилетним в интеллектуальной, речевой, произвольной сферах.
Ребенок
считается готовым к школьному обучению, если у него:
- Сформировалась
положительная внутренняя мотивация, то есть появилась потребность
во владении новыми знаниями, умениями, навыками; появилась
потребность в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении;
- Малыш
научился регулировать свое поведение, подчинять сиюминутные
желания нормам и правилам, которые предъявляет школьная жизнь;
- Ребенок
достаточно хорошо владеет речью, знаком со звуковым анализом
слова;
- Малыш
эмоционально устойчив, умеет ограничивать эмоциональные порывы;
- У
ребенка достаточно широкий круг знаний об окружающем мире,
он способен к выполнению основных мыслительных операций, умеет
выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную
цель деятельности.
Психологическую
готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом
здания:
- "хороший крепкий фундамент - залог надежности и качества
будущей постройки". У каждого ребенка есть свой срок достижения
цели, необходимо постоянно поощрять его усилия и стремления
познавать мир.
Дорогие
мамы и папы, скоро перед вами встанет вопрос выбора школы, программы
обучения, самое главное помните, что вашему ребенку нужны прежде
всего внимание, поддержка, любовь.