Цель:
Поддержка воспитательной компетентности родителей будущих первоклассников.
Выявление уровня готовности семьи к поступлению ребенка в первый
класс.
План:
1. Вступительное слово. (старший воспитатель
Чистякова Ольга Владимировна)
2. Консультация "В семье будущий
первоклассник". (воспитатель Дружинина Лариса Юрьевна)
3. Вопросы к дискуссии: (педагог-психолог Шубина Татьяна Львовна)
-
Как
подготовить ребенка к школе в условиях семьи?
-
Мой
образ ребенка-первоклассника.
-
Как
адаптируются первоклассники в школе с учетом их темперамента?
-
Что
делать если ваш ребенок категорически не воспринимает свою
первую учительницу?
4.
Анкетирование. Готова ли ваша семья
к поступлению ребёнка в первый класс? (старший воспитатель Чистякова
Ольга Владимировна).
3.
Дискуссия. Как
подготовить ребенка к школе в условиях семьи?
Немаловажная
роль в подготовке ребенка к школе отводится семье. Она приучает
ребёнка к самообслуживанию, к бытовому и общественному полезному
труду, к соблюдению четкого режима дня и дисциплине. В семье
узнает он о правилах поведения, которые превращаются у него
в нравственные чувства и привычки.
Родители
стремятся вызвать у детей любознательность, умение наблюдать,
интерес к первым книжкам, кино, радио, расширит их кругозор,
подготовит к предстоящему учению в школе. Ребёнку, не приученному
к элементарному труду и дисциплине, не имеющему достаточного
кругозора, в школе бывает трудно. Он непоседлив в классе и
дома за уроками. Внимание его рассеяно, поступки неожиданны.
Пройдет много времени, прежде чем он втянется в школьную жизнь,
станет организованным и дисциплинированным.
Родители
внушают ребенку мысль о предстоящем вступлении в школу, уважение
к его будущим обязанностям. Он ждет первых школьных дней с
затаенным радостным волнением.
Имеет
значение экипировка будущего первоклассника. Хорошо заранее
купить ему учебники и учебные принадлежности, ранец, форменную
одежду. Это организует, подчеркивает необходимость специально
подготовиться к завтрашним занятиям.
В
семье в канун нового учебного года бывает торжественно-приподнятое
настроение. Оно передается ребенку: первый раз в первый класс!
Мой
образ ребёнка-первоклассника.
Игровое
упражнение:
Родителям
предлагается описать образ своего ребенка первоклассника.
В объяснении своего описания выделить черты, которые могут
помогать или затруднять предстоящую учебу в школе. После комментариев
родителей предлагается выбрать одну из трех цветных дорожек,
ведущих к школе.
Черная
дорожка означает сильное беспокойство родителя с приближением
школьной жизни ребенка; синяя - умеренное; красная - нет особого
беспокойства.
Вопрос
к родителям. От кого или от чего зависит нормальное эмоциональное
самочувствие в семье накануне школы?
Как
адаптируются первоклассники в школе с учетом их темперамента?
По
мнению известного педагога-психолога Любови Васильевой, помочь
первоклассникам адаптироваться в новых для них школьных условиях
могут и родители, и учителя, если будут серьезно учитывать
тип темперамента ребенка.
Как
показывает практика, наиболее быстро и с меньшими эмоциональными
издержками адаптируются сангвиники: жизнерадостные,
подвижные, уравновешенные дети. Такой ребенок в силу своего
темперамента просто не в состоянии долго сосредоточиться на
каком-то одном занятии, его непостоянство в поведении может
раздражать. Однако надо всегда помнить, что это - лишь свойства
возраста, и чрезмерная непоседливость поддается корректировке.
К тому же у сангвиников есть способность относительно легко
усваивать новый материал. Они быстро забывают собственные
неудачи, что нередко выводит их в школьные лидеры. Самая важная
задача родителей детей-сангвиников - четко организовать ритм
их жизни, неукоснительно соблюдать режим дня. Да вы и сами
наверняка замечали, что стоит такому ребенку, скажем, недоспать
или чуточку отойти от привычного распорядка дня, как его словно
подменяют. Он становится нервным и раздражительным.
А
вот чтобы справиться с холериками, чем-то похожим
по темпераменту на сангвиников, только очень неуравновешенных
и конфликтных, родителям потребуется чрезвычайное самообладание.
Только их умение не выходить из себя и может сдержать проявление
агрессии, ярости и гнева собственного чада. Холерика легко
эмоционально зашкаливает. Чтобы добиться нужного, он может
закатить скандал в людном месте и на пол упасть где-нибудь
в магазине. Тут не обойтись без обязательных и спокойных обсуждений
с малышом всех его поступков и проблем.
Флегматики
разительно отличаются от своих сверстников: слабые, неуравновешенные,
вялые. Он невольно сторонится других детей. Они для него слишком
шумные и быстро утомляют. Для таких ребят школа - серьезное
испытание. Как правило, у них неплохая память, только школьные
правила как бы не соответствуют самой их природе, и для того,
чтобы ответить на резко поставленный учителем вопрос, такому
первокласснику требуется дополнительное время. И совсем не
в силу его заторможенности или слабой сообразительности. Ему
нужно некоторое время, чтобы оторваться от собственных грез.
Как следует поступать родителям флегматиков? Вряд ли стоит
укладывать малыша слишком рано вечером в постель. Утром полезны
прохладные водные процедуры. Его бесконечное копание за завтраком
вполне допускает периодическую встряску, только не истеричным,
раздражительным тоном, а команду чуть более громким голосом.
Очень постепенно малыша нужно приучать к так называемому лимиту
времени: дав какое-нибудь задание, внушить ему, что сделать
это нужно за определенное время. Тут существует такая опасность:
из-за возросшего объема школьных заданий ребенок не будет
успевать делать добросовестно все уроки, и тогда свойственная
им мнительность запросто закрепится как неуверенность в собственных
силах, поставив их в разряд неуспевающих. Коррекция его поведения,
снижение остроты проблем под силу только доверенному лицу,
как правило, кому-то из родителей.
У
меланхоликов большинство проблем присутствует,
хотя они и более уравновешенные. Но их своеобразная самодостаточность,
упрощенно говоря, "люди в себе", не всегда вовремя
позволяет родителям погасить у ребенка отрицательные эмоции.
Что
делать, если ваш ребенок категорически не воспринимает свою первую
учительницу?
В
сущности, делать нечего - надо искать другую, если есть хоть
малейшая возможность. Признайтесь себе, что вы совершили ошибку,
отдавая ребенка именно в этот первый класс: выбирать надо
было не школу, не специализацию, не престиж, не свои собственные
удобства, наконец, а первую учительницу.
Не
стоит бороться и навязывать учительнице свой стиль поведения.
Если за первую четверть она не смогла (или не захотела) установить
контакт именно с вашим ребенком, это не значит, что она плохая.
Это означает что она - чужая. А первая учительница не может
быть чужой.
Если
первоклассник страдает от одного только слова "школа"
и идёт на первый урок как на Голгофу, самое страшное - заставить
его привыкнуть к этому чувству. Идиосинкразия на школу у семилеток
чаще всего объясняется невосприятием педагога, который имеет
несчастье быть пока что единственным.
Многие
первоклассники идут в школу, умея читать и писать, но при
этом не готовы к школе морально. Поэтому ищите учительницу
- пусть не самую умную, не самую блестящую, не самую современную,
- но самую добрую и понимающую. Или просто похожую на вас.
И сто раз подумайте, прежде чем определиться с новым выбором:
еще одна неудача может привить ребёнку стойкое отвращение
к школе.
Педагог-психолог
предлагает родителям задать вопросы на интересующие их темы.
Родителям
раздаются памятки "Правила для
родителей первоклассника", "Заповеди
первоклассника".
|